К основному контенту

Как научиться задавать важные вопросы

Насколько современный взрослый человек - педагог или библиотекарь способен вступать с современным ребенком в равноправный диалог? Можем ли мы в библиотечной работе не диктовать детям знания как истину в последней инстанции, а вместе с ними искать ответы на сложные жизненные вопросы

В Мастерской Екатерины Яковлевой "Сократические беседы" в ВикиСибириаДе библиотекари учатся понимать, что важнее для развития ума читателя - вопрос или утверждение? как переделать императив в вопрос? как  из простых утверждений составить интересные для читателей-школьного возраста вопросы? когда закрытый вопрос становится открытым, а когда простой вопрос - проблемным? как проводить такие беседы при обсуждении прочитанных книг, которые явятся подготовкой детей и подростков к решению реальных жизненных проблем?..

Поскольку такая сократическая беседа строится на интересных детям и подросткам-читателям вопросах, ответы на которые дети с удовольствием будут искать в книгах, они могут лечь в основу библиотечного проекта,  и, соответственно, детского читательского исследования.


Попытайтесь ответить  на одно из заданий этой Мастерской на отличие открытых от закрытых вопросов:

Для чего Дж. Свифт отправляет своего героя сначала в страну лилипутов, а потом в страну великанов?

В каких сказках злая мачеха пытается погубить падчерицу?

Почему в сказках все мачехи злые?


Кстати, Сократ   - афинский гражданин проводил свое время в диспутах по этическим вопросам. Приобретение знаний имело для него самое важное значение, так как он считал, что именно знание способно сделать всех людей добродетельными.  


Может быть, ради того, чтобы мы все вместе с нашими читателями стали немного лучше (читай - "добродетельнее"), нам стоит научиться вести с ними равноправные диалоги, научиться задавать интересные вопросы, чтобы получать на них от подрастающего поколения интересные, найденные в книгах, ответы?!

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...