К основному контенту

10 основных направлений mLearning






Нет, не просто так мы уже второй год на секции "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН "играем" в мобильные технологии, пытаясь разобраться, как удобнее и разнообразнее использовать их применительно обучению и библиотечному делу. Да еще и для библиотекарей в ВикиСибириаДе проводим специальные мобильные мастер-классы - Расширяем реальность с QR-кодами Мобильные технологии и социальные сервисы в краеведческой работе! Оказывается, мы просто стараемся идти в ногу со временем - осваиваем  mLearning!

Смартфоны и планшетные компьютеры радикально изменили наше представление о том, каким образом мы получаем доступ к источникам знаний. Мобильные технологии держат нас постоянно подключенными к почти беспредельному объему исходных данных и информации. Мы наслаждаемся беспрецедентно мгновенным доступом к уникальному опыту - от неформальных уроков приготовления пищи на YouTube до онлайн-университетских курсов. Каждый день люди во всем мире находятся в поисках новых форм обучения, но до сего времени все еще традиционные школы и университетские системы  только пытаются использовать некоторые возможности для инноваций в этой области.

В концепции mLearning - "М"  означает "мобильный". Это название несет в себе отпечаток не только повсеместного использования портативных устройств, но и то, что их можно использовать для своего собственного повсеместного и повседневного "образования".  mLearning  -  исследовательский инструмент, который позволяет людям когда угодно и где угодно загружать информацию и вести свои собственные наблюдения, проводить исследования...

Чтобы не потерять контакт с радикально меняющимися потребностями своих многочисленных текущих и потенциальных обучающихся образовательная система нуждается в новых моделях обучения
Как же должны развиваться модели обучения, на которые влияют мобильные технологии? - Об этом рассказывает Фабио Серхио (перевод машинный, в некоторых случаях интерпретация автора данного поста), поделившийся 10-тью основными темами, выделенными экспертами Всемирного экономического форума, которые могут стимулировать разработку mLearning-инициатив в инновационных направлениях Вот они: 

10 направлений, в которые может быть интегрировано  mLearning


1. Непрерывное обучение
До сих пор большинство людей отводит «образование» в четкие сроки  их жизни: поступления в школу в 7 лет и посещение учреждений дополнительного образования до поступления в университет. Образование всегда ранее было ограничено сроком - начало и завершение. Эта модель, которая имеет свои корни в индустриальной эпохе, быстро становится менее актуальной и применимой к тому, каким образом и в какие именно сроки  мы хотим учиться. 
Образование становится все более перемежающимся с нашей повседневной деятельностью. На наши телефоны, планшеты и компьютеры мы загружаем связанные с нашей деятельностью или интересами обучающие материалы. 
Непрерывное обучение для поколения молодых людей сегодня абсолютно естественно, так как большинство из них буквально родились в пределах досягаемости личного устройства для связи.
2. Образовательная "чехарда"
Непрерывное обучение присуще не только развитым странам мира. Многие дети разных стран, особенно те, кто живет в нищете, или те, кто живет вдали от школ, не имеют возможности полноценно посещать  школы, так как с раннего возраста вынуждены работать для поддержания своей семьи. Но,  имея на руках недорогие компьютеры, планшеты и сотовые телефоны они могут участвовать в так называемой технологической "чехарде",  минуя устаревшие формальные школьные системы.  В свободное от работы  время на протяжении всей своей жизни они имеют  доступ к образовательному интернет-контенту, решая свои задачи с теми новыми  возможностями, которые не предоставила им учебная аудитория.
3. Старшее поколение "зажигает"
Побочным продуктом непрерывного обучения явлением является то, что бабушки и дедушки детей, растущих с сенсорным экраном в руках - люди в возрасте 60 лет сегодня тянутся в mLearning более чем когда-либо. Мотивация их понятна -  необходимость оставаться на связи со своими внуками!
Наличие таблеток и других сенсорных устройств радикально сократило предполагаемые сложности компьютеров, помогая пользователям старшего возраста более легко общаться с детьми и внуками посредством электронной почты, Facebook, Twitter и Skype.
К другим ожидаемым неиспользованным возможностям можно отнести и тем,что пенсионеры представляют собой огромный потенциал талантливых педагогов, которые могли бы решить проблемы дефицита квалифицированных преподавателей во многих регионах мира - особенно, если они учат удаленно, через mLearning.
4. Разрушение гендерных границ и снижение физической нагрузки
В некоторых частях земного шара, где, в силу вековой культурной практики молодым женщинам по-прежнему не будет разрешен доступ к формальному образованию, mLearning обещает предоставить им такую возможность.

Аналогичным образом mLearning также способствует предоставлению учебного материала людям с крайне ограниченными возможностями, которые не могут физически в состоянии добраться до учебных аудиторий на постоянной основе.

В результате, представители этих групп могут самостоятельно взять под контроль свое образование и профессиональную судьбу.
5. Возникновение новой грамотности: программное обеспечение для нового языка общения
MLearning может стать основой интереса к изучению языков программирования, программного обеспечения, которое вполне может стать новым языком общения. Это уже происходит сегодня, когда мы наблюдаем многочисленные примеры Интернет-бизнеса , направленные на обучение людей с помощью интерактивных уроков, связанных с пониманием и написанием  программного обеспечения. 
Этот сценарий особенно актуален в странах с развивающейся экономикой, где получение опыта разработки программного обеспечения может ввести новые возможности для экономического роста, или дать сообществам то, им нужно для удовлетворения местных потребностей. Например, в Кении бум доморощенных стартапов по повышению уровня грамотности программного обеспечения и местного предпринимательства поддержал решения для мобильного здравоохранения.

6. "Длинный хвост" образования (т.е. тот, который учитывает не только общие, глобальные,  но и совсем незначительные потребности людей)
MLearning решения готовы задействовать огромное количество существующих учебных материалов,  доступных посредством мобильных каналов. Это особенно верно с YouTube, Vimeo и других услуг видео-обмена, которые  уже предоставляют критическую массу советов, руководств, а также полноценные уроки, которые могут быть повторно собраны по темам и упакованы в качестве учебного материала. Недавно созданный  в Сети TED-Ed  свидетельствует о возможностях, предоставляемых разумным подходом к   перепрофилированию существующих качественных уроков.
К другим вариантам использования видео-обмена для распространения образовательных материалов, можно отнести модель, сразработанную известным Салман Кхан, выпускником Массачусетского технологического института, который  "перестроил" традиционную модель образования - студенты изучают уроки на дому, и обсуждают то, чему они научились, в школе.
Диапазон mLearning-материалов не должен быть ограничен высшими учебными заведениями. Они могут включать ценные, практические ноу-хау от "бабушек", демонстрирующих, как готовить традиционные рецепты до компаний, демонстрирующих, как установить солнечные батареи на землянках.

Сила mLearning заключается в ее способности предложить решения для многочисленных пользователей с разнообразными интересами.
7. Учителя и ученики в новой ситуации "обмена знаниями"
Те же самые портативные устройства, которые предоставляют сегодня детям и взрослым доступ к существующим образовательным решениям, также обеспечивают возможность обмена знаниями в ответ. Дети, с самого раннего возраста создают учебные материалы для своих сверстников, и даже учат взрослых, подвергая сомнению и корректировке существующие точки зрения, предоставляя примеры свежего взгляда на мир. Пример: 12-летний мальчик, объясняет, как эффективно работать с медицинской информацией, что служит в качестве примера в учебниках для медицинских сестер, врачей и родителей.
8. Учимся у предшественников: Мобильного банкинга и мобильных инициатив в области здравоохранения
Разработчики новых экосистем mLearning могут многому научиться у своих предшественников - mBanking и мобильного здравоохранения в области таких  услуг, как мобильные денежные переводы или мобильный мониторинг здоровья. Некоторые идеи, позаимствованные у mHeatlh и mFinance, в том числе, доставка коротких уроков, обратная связь между учителями и классами, могут быть синергически связаны с  mLearning

В конце концов, лучшее образование каждого человека может улучшить финансовое состояние людей в целом, и, в свою очередь, положительно повлиять на их здоровье. Эти три фактора могут быть объединены в разном порядке, не меняют конечного результата, который всегда будет лучше, чем просто сумма отдельных компонентов. 

Применяемый на микро- и макроуровнях, этот цикл имеет потенциал стать очень эффективным способом для улучшения личных, региональных и даже национальных экономик.
9. Новые возможности для традиционных учебных заведений
MLearning явление не обязательно конкурирующее с хорошо известными школами, но на самом деле дополняющее и расширяющее их текущую ситуацию. Интригующая новая модель была предложена при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, которые объявили, что они объединились, чтобы предложить бесплатные онлайн-курсы по совместной некоммерческой деятельности EDX. Оба университета будут наблюдать, как студенты реагируют на онлайн-курсы, чтобы лучше понять суть и перспективы дистанционного обучения.

После нескольких упущенных возможностей в начале 2000-х годов,  университеты  обращаются к mLearning как средству поиска новых перспективных студентов и возможности проведения исследований того, как люди учатся. Традиционные институты также могли бы помочь скорости внедрения и масштабности развития mLearning-решений, используя свои огромные и налаженные контакты между  студентами, преподавателями и выпускниками. Бизнес-потенциал также имеет место, т.к. опубликованный в феврале (2012г.)  глобальный прогноз  аналитиков назвал рынок интернет и других электронных дистанционных курсов обучения способным достичь 107 миллиардов долларов к 2015 году.
10. mLearning-революция - оцифровка контента
Ключевым направлением для успешного развития mLearning-революции явится  оцифровка современных образовательных систем и контента.

Реальное обращение к ним позволит людям выбирать свой собственный путь, использовать свои таланты, развивать свои пристрастия и призвания. 
mLearning имеет большой потенциал для бизнеса, но наиболее интересным и полезным аспектом этих решений является то, что студенты любого возраста и национальности смогут иметь возможность стремиться к знаниям и получать их, что является значимым, актуальным и реально достижимым для каждого человека  в его жизни.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: