К основному контенту

10 основных направлений mLearning






Нет, не просто так мы уже второй год на секции "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН "играем" в мобильные технологии, пытаясь разобраться, как удобнее и разнообразнее использовать их применительно обучению и библиотечному делу. Да еще и для библиотекарей в ВикиСибириаДе проводим специальные мобильные мастер-классы - Расширяем реальность с QR-кодами Мобильные технологии и социальные сервисы в краеведческой работе! Оказывается, мы просто стараемся идти в ногу со временем - осваиваем  mLearning!

Смартфоны и планшетные компьютеры радикально изменили наше представление о том, каким образом мы получаем доступ к источникам знаний. Мобильные технологии держат нас постоянно подключенными к почти беспредельному объему исходных данных и информации. Мы наслаждаемся беспрецедентно мгновенным доступом к уникальному опыту - от неформальных уроков приготовления пищи на YouTube до онлайн-университетских курсов. Каждый день люди во всем мире находятся в поисках новых форм обучения, но до сего времени все еще традиционные школы и университетские системы  только пытаются использовать некоторые возможности для инноваций в этой области.

В концепции mLearning - "М"  означает "мобильный". Это название несет в себе отпечаток не только повсеместного использования портативных устройств, но и то, что их можно использовать для своего собственного повсеместного и повседневного "образования".  mLearning  -  исследовательский инструмент, который позволяет людям когда угодно и где угодно загружать информацию и вести свои собственные наблюдения, проводить исследования...

Чтобы не потерять контакт с радикально меняющимися потребностями своих многочисленных текущих и потенциальных обучающихся образовательная система нуждается в новых моделях обучения
Как же должны развиваться модели обучения, на которые влияют мобильные технологии? - Об этом рассказывает Фабио Серхио (перевод машинный, в некоторых случаях интерпретация автора данного поста), поделившийся 10-тью основными темами, выделенными экспертами Всемирного экономического форума, которые могут стимулировать разработку mLearning-инициатив в инновационных направлениях Вот они: 

10 направлений, в которые может быть интегрировано  mLearning


1. Непрерывное обучение
До сих пор большинство людей отводит «образование» в четкие сроки  их жизни: поступления в школу в 7 лет и посещение учреждений дополнительного образования до поступления в университет. Образование всегда ранее было ограничено сроком - начало и завершение. Эта модель, которая имеет свои корни в индустриальной эпохе, быстро становится менее актуальной и применимой к тому, каким образом и в какие именно сроки  мы хотим учиться. 
Образование становится все более перемежающимся с нашей повседневной деятельностью. На наши телефоны, планшеты и компьютеры мы загружаем связанные с нашей деятельностью или интересами обучающие материалы. 
Непрерывное обучение для поколения молодых людей сегодня абсолютно естественно, так как большинство из них буквально родились в пределах досягаемости личного устройства для связи.
2. Образовательная "чехарда"
Непрерывное обучение присуще не только развитым странам мира. Многие дети разных стран, особенно те, кто живет в нищете, или те, кто живет вдали от школ, не имеют возможности полноценно посещать  школы, так как с раннего возраста вынуждены работать для поддержания своей семьи. Но,  имея на руках недорогие компьютеры, планшеты и сотовые телефоны они могут участвовать в так называемой технологической "чехарде",  минуя устаревшие формальные школьные системы.  В свободное от работы  время на протяжении всей своей жизни они имеют  доступ к образовательному интернет-контенту, решая свои задачи с теми новыми  возможностями, которые не предоставила им учебная аудитория.
3. Старшее поколение "зажигает"
Побочным продуктом непрерывного обучения явлением является то, что бабушки и дедушки детей, растущих с сенсорным экраном в руках - люди в возрасте 60 лет сегодня тянутся в mLearning более чем когда-либо. Мотивация их понятна -  необходимость оставаться на связи со своими внуками!
Наличие таблеток и других сенсорных устройств радикально сократило предполагаемые сложности компьютеров, помогая пользователям старшего возраста более легко общаться с детьми и внуками посредством электронной почты, Facebook, Twitter и Skype.
К другим ожидаемым неиспользованным возможностям можно отнести и тем,что пенсионеры представляют собой огромный потенциал талантливых педагогов, которые могли бы решить проблемы дефицита квалифицированных преподавателей во многих регионах мира - особенно, если они учат удаленно, через mLearning.
4. Разрушение гендерных границ и снижение физической нагрузки
В некоторых частях земного шара, где, в силу вековой культурной практики молодым женщинам по-прежнему не будет разрешен доступ к формальному образованию, mLearning обещает предоставить им такую возможность.

Аналогичным образом mLearning также способствует предоставлению учебного материала людям с крайне ограниченными возможностями, которые не могут физически в состоянии добраться до учебных аудиторий на постоянной основе.

В результате, представители этих групп могут самостоятельно взять под контроль свое образование и профессиональную судьбу.
5. Возникновение новой грамотности: программное обеспечение для нового языка общения
MLearning может стать основой интереса к изучению языков программирования, программного обеспечения, которое вполне может стать новым языком общения. Это уже происходит сегодня, когда мы наблюдаем многочисленные примеры Интернет-бизнеса , направленные на обучение людей с помощью интерактивных уроков, связанных с пониманием и написанием  программного обеспечения. 
Этот сценарий особенно актуален в странах с развивающейся экономикой, где получение опыта разработки программного обеспечения может ввести новые возможности для экономического роста, или дать сообществам то, им нужно для удовлетворения местных потребностей. Например, в Кении бум доморощенных стартапов по повышению уровня грамотности программного обеспечения и местного предпринимательства поддержал решения для мобильного здравоохранения.

6. "Длинный хвост" образования (т.е. тот, который учитывает не только общие, глобальные,  но и совсем незначительные потребности людей)
MLearning решения готовы задействовать огромное количество существующих учебных материалов,  доступных посредством мобильных каналов. Это особенно верно с YouTube, Vimeo и других услуг видео-обмена, которые  уже предоставляют критическую массу советов, руководств, а также полноценные уроки, которые могут быть повторно собраны по темам и упакованы в качестве учебного материала. Недавно созданный  в Сети TED-Ed  свидетельствует о возможностях, предоставляемых разумным подходом к   перепрофилированию существующих качественных уроков.
К другим вариантам использования видео-обмена для распространения образовательных материалов, можно отнести модель, сразработанную известным Салман Кхан, выпускником Массачусетского технологического института, который  "перестроил" традиционную модель образования - студенты изучают уроки на дому, и обсуждают то, чему они научились, в школе.
Диапазон mLearning-материалов не должен быть ограничен высшими учебными заведениями. Они могут включать ценные, практические ноу-хау от "бабушек", демонстрирующих, как готовить традиционные рецепты до компаний, демонстрирующих, как установить солнечные батареи на землянках.

Сила mLearning заключается в ее способности предложить решения для многочисленных пользователей с разнообразными интересами.
7. Учителя и ученики в новой ситуации "обмена знаниями"
Те же самые портативные устройства, которые предоставляют сегодня детям и взрослым доступ к существующим образовательным решениям, также обеспечивают возможность обмена знаниями в ответ. Дети, с самого раннего возраста создают учебные материалы для своих сверстников, и даже учат взрослых, подвергая сомнению и корректировке существующие точки зрения, предоставляя примеры свежего взгляда на мир. Пример: 12-летний мальчик, объясняет, как эффективно работать с медицинской информацией, что служит в качестве примера в учебниках для медицинских сестер, врачей и родителей.
8. Учимся у предшественников: Мобильного банкинга и мобильных инициатив в области здравоохранения
Разработчики новых экосистем mLearning могут многому научиться у своих предшественников - mBanking и мобильного здравоохранения в области таких  услуг, как мобильные денежные переводы или мобильный мониторинг здоровья. Некоторые идеи, позаимствованные у mHeatlh и mFinance, в том числе, доставка коротких уроков, обратная связь между учителями и классами, могут быть синергически связаны с  mLearning

В конце концов, лучшее образование каждого человека может улучшить финансовое состояние людей в целом, и, в свою очередь, положительно повлиять на их здоровье. Эти три фактора могут быть объединены в разном порядке, не меняют конечного результата, который всегда будет лучше, чем просто сумма отдельных компонентов. 

Применяемый на микро- и макроуровнях, этот цикл имеет потенциал стать очень эффективным способом для улучшения личных, региональных и даже национальных экономик.
9. Новые возможности для традиционных учебных заведений
MLearning явление не обязательно конкурирующее с хорошо известными школами, но на самом деле дополняющее и расширяющее их текущую ситуацию. Интригующая новая модель была предложена при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, которые объявили, что они объединились, чтобы предложить бесплатные онлайн-курсы по совместной некоммерческой деятельности EDX. Оба университета будут наблюдать, как студенты реагируют на онлайн-курсы, чтобы лучше понять суть и перспективы дистанционного обучения.

После нескольких упущенных возможностей в начале 2000-х годов,  университеты  обращаются к mLearning как средству поиска новых перспективных студентов и возможности проведения исследований того, как люди учатся. Традиционные институты также могли бы помочь скорости внедрения и масштабности развития mLearning-решений, используя свои огромные и налаженные контакты между  студентами, преподавателями и выпускниками. Бизнес-потенциал также имеет место, т.к. опубликованный в феврале (2012г.)  глобальный прогноз  аналитиков назвал рынок интернет и других электронных дистанционных курсов обучения способным достичь 107 миллиардов долларов к 2015 году.
10. mLearning-революция - оцифровка контента
Ключевым направлением для успешного развития mLearning-революции явится  оцифровка современных образовательных систем и контента.

Реальное обращение к ним позволит людям выбирать свой собственный путь, использовать свои таланты, развивать свои пристрастия и призвания. 
mLearning имеет большой потенциал для бизнеса, но наиболее интересным и полезным аспектом этих решений является то, что студенты любого возраста и национальности смогут иметь возможность стремиться к знаниям и получать их, что является значимым, актуальным и реально достижимым для каждого человека  в его жизни.

Комментарии

  1. Заинтересовал длинный хвост образования - потенциальное поле деятельности для библиотек:)

    ОтветитьУдалить
  2. Показалось, что "поле" для библиотек несколько шире - акцент на обучающие материалы, которые готовятся в соответствии с потребностями конкретной аудитории (в нашем случае - учащиеся или подростки школьного возраста) загружаются на мобильные гаджеты, оцифровка контента (из фондов библиотеки), привлечение пенсионеров-профессионалов в каких-то областях к дистанционной образовательной деятельности с подростками (напр., с тем же литературным творчеством), подбор обучающего контента, консультации и сетевые обсуждения. в том числе, для детей-инвалидов, пр. И самое главное - 7-ой пункт, когда библиотеки поддерживают и развивают "обмен знаниями" между всеми, кто находится в библиотечной "зоне действия"!

    ОтветитьУдалить
  3. Я думала об образовательных услугах, которыми может заниматься библиотека.Мне сомнительны предложения использовать ДБ для обучения чтению (с моей т.з., этим должны заниматься в обязательном порядке школы). Для библиотек то, что не входит в обязательную программу школьного образования.

    Конечно, поле деятельности у библиотек шире:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда говорим обучать чтению в детской библиотеке, скорее всего, имеем в виду, не просто рекомендации библиотекаря почитать то-то и то-то, а появившиеся новые возможности вести сетевые дискуссии и диалоги с подростками по прочитанному, что предполагает большую работу по обучению вдумчивому чтению, вдумчивому выбору книг для чтения

      Удалить
    2. Мне представляется некая бабушка-сказительница (учитель словесности на пенсии), которая ведет в Сети библиотечный блог по сказкам народов мира, сочиняя с детьми продолжающиеся сказки, или некий Гарри Поттер (местный молодой писатель), который с детьми в Сети обсуждает жанр фэнтэзи, вместе с ними создает интерактивные плакаты по прочитанным книгам, пишет с ними новые главы к известной книге... Мне представляется именно это - частью большой новой библиотечной работы с детьми над книгой и чтением

      Удалить
    3. Речь идет о программе "Тьютор по чтению". Оказывается, школы не в состоянии формировать у учащихся необходимые базовые навыки чтения (прежде могли). Предлагается привлечь к этой деятельности библиотекарей, ставится вопрос о механизме совместной деятельности в этом направлении библиотек и школ. Мне кажется, базовые навыки должны формироваться в школе. У нас детских библиотекарей на каждого ребенка не хватит. ДБ не должна ставить обучающую функцию на первое место, у нее другие приоритеты. Школьный библиотекарь,наверное может быть этим тьютором? Г. Поттер и Сказительница - это другое дело:)Предложение о "формировании 4-х основных метапредметных компетенций учащегося" у меня вызывает лёгкую панику.

      Удалить
    4. Елена, 4 метапредметных компетенции... - скорее, к школьному библиотекарю

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело от...

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад...

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.