Нет, не просто так мы уже второй год на секции "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН "играем" в мобильные технологии, пытаясь разобраться, как удобнее и разнообразнее использовать их применительно обучению и библиотечному делу. Да еще и для библиотекарей в ВикиСибириаДе проводим специальные мобильные мастер-классы - Расширяем реальность с QR-кодами, Мобильные технологии и социальные сервисы в краеведческой работе! Оказывается, мы просто стараемся идти в ногу со временем - осваиваем mLearning!
Смартфоны и планшетные компьютеры радикально изменили наше представление о том, каким образом мы получаем доступ к источникам знаний. Мобильные технологии держат нас постоянно подключенными к почти беспредельному объему исходных данных и информации. Мы наслаждаемся беспрецедентно мгновенным доступом к уникальному опыту - от неформальных уроков приготовления пищи на YouTube до онлайн-университетских курсов. Каждый день люди во всем мире находятся в поисках новых форм обучения, но до сего времени все еще традиционные школы и университетские системы только пытаются использовать некоторые возможности для инноваций в этой области.
В концепции mLearning - "М" означает "мобильный". Это название несет в себе отпечаток не только повсеместного использования портативных устройств, но и то, что их можно использовать для своего собственного повсеместного и повседневного "образования". mLearning - исследовательский инструмент, который позволяет людям когда угодно и где угодно загружать информацию и вести свои собственные наблюдения, проводить исследования...
Чтобы не потерять контакт с радикально меняющимися потребностями своих многочисленных текущих и потенциальных обучающихся образовательная система нуждается в новых моделях обучения.
Как же должны развиваться модели обучения, на которые влияют мобильные технологии? - Об этом рассказывает Фабио Серхио (перевод машинный, в некоторых случаях интерпретация автора данного поста), поделившийся 10-тью основными темами, выделенными экспертами Всемирного экономического форума, которые могут стимулировать разработку mLearning-инициатив в инновационных направлениях Вот они:
10 направлений, в которые может быть интегрировано mLearning
1. Непрерывное обучение
До сих пор большинство людей отводит «образование» в четкие сроки их жизни: поступления в школу в 7 лет и посещение учреждений дополнительного образования до поступления в университет. Образование всегда ранее было ограничено сроком - начало и завершение. Эта модель, которая имеет свои корни в индустриальной эпохе, быстро становится менее актуальной и применимой к тому, каким образом и в какие именно сроки мы хотим учиться.
Образование становится все более перемежающимся с нашей повседневной деятельностью. На наши телефоны, планшеты и компьютеры мы загружаем связанные с нашей деятельностью или интересами обучающие материалы.
Непрерывное обучение для поколения молодых людей сегодня абсолютно естественно, так как большинство из них буквально родились в пределах досягаемости личного устройства для связи.
2. Образовательная "чехарда"
Непрерывное обучение присуще не только развитым странам мира. Многие дети разных стран, особенно те, кто живет в нищете, или те, кто живет вдали от школ, не имеют возможности полноценно посещать школы, так как с раннего возраста вынуждены работать для поддержания своей семьи. Но, имея на руках недорогие компьютеры, планшеты и сотовые телефоны они могут участвовать в так называемой технологической "чехарде", минуя устаревшие формальные школьные системы. В свободное от работы время на протяжении всей своей жизни они имеют доступ к образовательному интернет-контенту, решая свои задачи с теми новыми возможностями, которые не предоставила им учебная аудитория.
3. Старшее поколение "зажигает"
Побочным продуктом непрерывного обучения явлением является то, что бабушки и дедушки детей, растущих с сенсорным экраном в руках - люди в возрасте 60 лет сегодня тянутся в mLearning более чем когда-либо. Мотивация их понятна - необходимость оставаться на связи со своими внуками!
Наличие таблеток и других сенсорных устройств радикально сократило предполагаемые сложности компьютеров, помогая пользователям старшего возраста более легко общаться с детьми и внуками посредством электронной почты, Facebook, Twitter и Skype.
К другим ожидаемым неиспользованным возможностям можно отнести и тем,что пенсионеры представляют собой огромный потенциал талантливых педагогов, которые могли бы решить проблемы дефицита квалифицированных преподавателей во многих регионах мира - особенно, если они учат удаленно, через mLearning.
К другим ожидаемым неиспользованным возможностям можно отнести и тем,что пенсионеры представляют собой огромный потенциал талантливых педагогов, которые могли бы решить проблемы дефицита квалифицированных преподавателей во многих регионах мира - особенно, если они учат удаленно, через mLearning.
4. Разрушение гендерных границ и снижение физической нагрузки
В некоторых частях земного шара, где, в силу вековой культурной практики молодым женщинам по-прежнему не будет разрешен доступ к формальному образованию, mLearning обещает предоставить им такую возможность.
Аналогичным образом mLearning также способствует предоставлению учебного материала людям с крайне ограниченными возможностями, которые не могут физически в состоянии добраться до учебных аудиторий на постоянной основе.
В результате, представители этих групп могут самостоятельно взять под контроль свое образование и профессиональную судьбу.
Аналогичным образом mLearning также способствует предоставлению учебного материала людям с крайне ограниченными возможностями, которые не могут физически в состоянии добраться до учебных аудиторий на постоянной основе.
В результате, представители этих групп могут самостоятельно взять под контроль свое образование и профессиональную судьбу.
5. Возникновение новой грамотности: программное обеспечение для нового языка общения
MLearning может стать основой интереса к изучению языков программирования, программного обеспечения, которое вполне может стать новым языком общения. Это уже происходит сегодня, когда мы наблюдаем многочисленные примеры Интернет-бизнеса , направленные на обучение людей с помощью интерактивных уроков, связанных с пониманием и написанием программного обеспечения.
Этот сценарий особенно актуален в странах с развивающейся экономикой, где получение опыта разработки программного обеспечения может ввести новые возможности для экономического роста, или дать сообществам то, им нужно для удовлетворения местных потребностей. Например, в Кении бум доморощенных стартапов по повышению уровня грамотности программного обеспечения и местного предпринимательства поддержал решения для мобильного здравоохранения.
6. "Длинный хвост" образования (т.е. тот, который учитывает не только общие, глобальные, но и совсем незначительные потребности людей)
MLearning решения готовы задействовать огромное количество существующих учебных материалов, доступных посредством мобильных каналов. Это особенно верно с YouTube, Vimeo и других услуг видео-обмена, которые уже предоставляют критическую массу советов, руководств, а также полноценные уроки, которые могут быть повторно собраны по темам и упакованы в качестве учебного материала. Недавно созданный в Сети TED-Ed свидетельствует о возможностях, предоставляемых разумным подходом к перепрофилированию существующих качественных уроков.
К другим вариантам использования видео-обмена для распространения образовательных материалов, можно отнести модель, сразработанную известным Салман Кхан, выпускником Массачусетского технологического института, который "перестроил" традиционную модель образования - студенты изучают уроки на дому, и обсуждают то, чему они научились, в школе.
Диапазон mLearning-материалов не должен быть ограничен высшими учебными заведениями. Они могут включать ценные, практические ноу-хау от "бабушек", демонстрирующих, как готовить традиционные рецепты до компаний, демонстрирующих, как установить солнечные батареи на землянках.
Сила mLearning заключается в ее способности предложить решения для многочисленных пользователей с разнообразными интересами.
Сила mLearning заключается в ее способности предложить решения для многочисленных пользователей с разнообразными интересами.
7. Учителя и ученики в новой ситуации "обмена знаниями"
Те же самые портативные устройства, которые предоставляют сегодня детям и взрослым доступ к существующим образовательным решениям, также обеспечивают возможность обмена знаниями в ответ. Дети, с самого раннего возраста создают учебные материалы для своих сверстников, и даже учат взрослых, подвергая сомнению и корректировке существующие точки зрения, предоставляя примеры свежего взгляда на мир. Пример: 12-летний мальчик, объясняет, как эффективно работать с медицинской информацией, что служит в качестве примера в учебниках для медицинских сестер, врачей и родителей.
8. Учимся у предшественников: Мобильного банкинга и мобильных инициатив в области здравоохранения
Разработчики новых экосистем mLearning могут многому научиться у своих предшественников - mBanking и мобильного здравоохранения в области таких услуг, как мобильные денежные переводы или мобильный мониторинг здоровья. Некоторые идеи, позаимствованные у mHeatlh и mFinance, в том числе, доставка коротких уроков, обратная связь между учителями и классами, могут быть синергически связаны с mLearning.
В конце концов, лучшее образование каждого человека может улучшить финансовое состояние людей в целом, и, в свою очередь, положительно повлиять на их здоровье. Эти три фактора могут быть объединены в разном порядке, не меняют конечного результата, который всегда будет лучше, чем просто сумма отдельных компонентов.
Применяемый на микро- и макроуровнях, этот цикл имеет потенциал стать очень эффективным способом для улучшения личных, региональных и даже национальных экономик.
9. Новые возможности для традиционных учебных заведений
MLearning явление не обязательно конкурирующее с хорошо известными школами, но на самом деле дополняющее и расширяющее их текущую ситуацию. Интригующая новая модель была предложена при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, которые объявили, что они объединились, чтобы предложить бесплатные онлайн-курсы по совместной некоммерческой деятельности EDX. Оба университета будут наблюдать, как студенты реагируют на онлайн-курсы, чтобы лучше понять суть и перспективы дистанционного обучения.
После нескольких упущенных возможностей в начале 2000-х годов, университеты обращаются к mLearning как средству поиска новых перспективных студентов и возможности проведения исследований того, как люди учатся. Традиционные институты также могли бы помочь скорости внедрения и масштабности развития mLearning-решений, используя свои огромные и налаженные контакты между студентами, преподавателями и выпускниками. Бизнес-потенциал также имеет место, т.к. опубликованный в феврале (2012г.) глобальный прогноз аналитиков назвал рынок интернет и других электронных дистанционных курсов обучения способным достичь 107 миллиардов долларов к 2015 году.
10. mLearning-революция - оцифровка контента
Ключевым направлением для успешного развития mLearning-революции явится оцифровка современных образовательных систем и контента.
Реальное обращение к ним позволит людям выбирать свой собственный путь, использовать свои таланты, развивать свои пристрастия и призвания.
mLearning имеет большой потенциал для бизнеса, но наиболее интересным и полезным аспектом этих решений является то, что студенты любого возраста и национальности смогут иметь возможность стремиться к знаниям и получать их, что является значимым, актуальным и реально достижимым для каждого человека в его жизни.
Заинтересовал длинный хвост образования - потенциальное поле деятельности для библиотек:)
ОтветитьУдалитьПоказалось, что "поле" для библиотек несколько шире - акцент на обучающие материалы, которые готовятся в соответствии с потребностями конкретной аудитории (в нашем случае - учащиеся или подростки школьного возраста) загружаются на мобильные гаджеты, оцифровка контента (из фондов библиотеки), привлечение пенсионеров-профессионалов в каких-то областях к дистанционной образовательной деятельности с подростками (напр., с тем же литературным творчеством), подбор обучающего контента, консультации и сетевые обсуждения. в том числе, для детей-инвалидов, пр. И самое главное - 7-ой пункт, когда библиотеки поддерживают и развивают "обмен знаниями" между всеми, кто находится в библиотечной "зоне действия"!
ОтветитьУдалитьЯ думала об образовательных услугах, которыми может заниматься библиотека.Мне сомнительны предложения использовать ДБ для обучения чтению (с моей т.з., этим должны заниматься в обязательном порядке школы). Для библиотек то, что не входит в обязательную программу школьного образования.
ОтветитьУдалитьКонечно, поле деятельности у библиотек шире:)
Когда говорим обучать чтению в детской библиотеке, скорее всего, имеем в виду, не просто рекомендации библиотекаря почитать то-то и то-то, а появившиеся новые возможности вести сетевые дискуссии и диалоги с подростками по прочитанному, что предполагает большую работу по обучению вдумчивому чтению, вдумчивому выбору книг для чтения
УдалитьМне представляется некая бабушка-сказительница (учитель словесности на пенсии), которая ведет в Сети библиотечный блог по сказкам народов мира, сочиняя с детьми продолжающиеся сказки, или некий Гарри Поттер (местный молодой писатель), который с детьми в Сети обсуждает жанр фэнтэзи, вместе с ними создает интерактивные плакаты по прочитанным книгам, пишет с ними новые главы к известной книге... Мне представляется именно это - частью большой новой библиотечной работы с детьми над книгой и чтением
УдалитьРечь идет о программе "Тьютор по чтению". Оказывается, школы не в состоянии формировать у учащихся необходимые базовые навыки чтения (прежде могли). Предлагается привлечь к этой деятельности библиотекарей, ставится вопрос о механизме совместной деятельности в этом направлении библиотек и школ. Мне кажется, базовые навыки должны формироваться в школе. У нас детских библиотекарей на каждого ребенка не хватит. ДБ не должна ставить обучающую функцию на первое место, у нее другие приоритеты. Школьный библиотекарь,наверное может быть этим тьютором? Г. Поттер и Сказительница - это другое дело:)Предложение о "формировании 4-х основных метапредметных компетенций учащегося" у меня вызывает лёгкую панику.
УдалитьЕлена, 4 метапредметных компетенции... - скорее, к школьному библиотекарю
Удалить