К основному контенту

Вики-вики - "Учебный детский сад на всю жизнь"


"Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом" (С.Пейперт)

Итак, сегодня состоялось мое сообщение в РГДБ, презентацию которого опубликовала в предыдущем сообщении. За приглашение выступить здесь, где сегодня идет ремонт, где сотрудники находятся в состоянии противостояния (кто "за" перемены, а кто "против"), где идет переосмысление каждым сотрудником всего, что связано с выбором дальнейшего вектора развития библиотеки... - спасибо Наталье Владимировне Бубекиной, "крестной маме" моей диссертации в той ее части, что связана со школьными библиотеками-медиатеками...

Говорила про удобство платформы вики-вики, которая позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", про разницу между возможностями блогосферы и вики-среды (уровень самооценивания -->уровень самореализации в совместной работе), про то, что это среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта, обучаться, обучаться, обучаться... Опиралась на таксономию Блума и пирамиду Маслоу в попытке пояснить, что самореализация - высший уровень потребностей современных подростков, которые находятся в Сети постоянно...

Слушали меня, похоже, со вниманием. Некоторые даже комментировали по ходу некоторые моменты, соотнося увиденное и услышанное из приводимых примеров работы детских библиотекарей в ВикиСибириаДе с возможностью организации собственной новой деятельности с книгой и читателями у себя в библиотеке. Конечно возник вопрос о достоверности Википедии (привела общеизвестные примеры сравнения Британики с Википедией по части ошибок в пользу Википедии, поговорили о наличии и становлении вики-"экспертов"), о том, могу ли я сама сегодня жить вне интернета, нет ли у меня "интернет-зависимости" (поспешила заверить, что интернет-зависимой себя не ощущаю, но и лишать себя радости общения и творчества в Сети не намерена, во всяком случае в ближайшее время)...

Но некоторым участникам спорным и даже "ошеломляющим" показался тезис моей презентации, связанный с утверждением французских блоггеров, определивших место потребности подростков-читателей в поиске информации и в использовании электронной почты как естественной их потребности, стоящей в основании пирамиды Маслоу-2.0, т.е. на низшем уровне мышления высокого уровня (таксономия Блума). Вероятно, многие библиотекари находятся все еще во власти заблуждения, связанного с тем, что научение поиску информации детей-читателей - это главное в использовании библиотекой интернет-технологий.

Сегодня большинство отечественных библиотекарей не особенно задумываются о том, что потребность в самовыражении явно стала превалировать в шкале потребностей детей и подростков, встав в ней на высшую ступень. А с этим необходимо считаться, а, следовательно, думать о новых формах совместной работы, поддерживающих личностный рост подростков-читателей. И здесь - новое поле деятельности с социальными сервисами ребят-читателей.

И вики-вики - замечательный "учебный детский сад на всю жизнь"! Здесь хорошо и детям и взрослым!

Комментарии

  1. Елена Николаевна,про самовыражение-в точку. И дай Вам бог силы и терпения. Представляю,как бывает тяжело общаться слюдьми,которые живут в другом мире.Но "обращение в новую веру"вес ранво происходит,пусть не так быстро,как хочется.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, ты абсолютно правильно меня поняла :-). спасибо тебе, умница ты наша! Но ведь - ведущая библиотека! Ведь сотрудники должны быть впереди планеты всей в деле работы "бок о бок" со своими читателями-детьми, у которых потребности сегодня - другие! Слушать вед невозможно про "духовность", якобы развивающуюся только вне технологий!

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала внимательно, все верно. И про библиотеки информационные центры и про нравственность/духовность, которой у нас озабочены на самом верху. Кстати, что духовность должна развиваться вне технологий у нас еще не говорят. Это что-то новое :)
    Завалили техникой для читателей в этом году, а вот кто с ней работать будет и как это никого не волнует. У нас даже программиста на полную ставку в штате нет. Все приходящие. Сами получается должны обучаться и обучать. Нет системы повышения квалификации библиотекарей в области информационных технологий.

    ОтветитьУдалить
  4. Мессионерская работа!

    А как Вы видите, Елена, решение проблемы обучения персонала российских библиотек дванольному интернету?

    ОтветитьУдалить
  5. Даже не вижу, кто, кроме самого персонала, заинтересован в решении проблемы. Наше руководство в массе , оно по ту сторону информационного разрыва осталось.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, ужасно то что размещение руководства и сотрудников библиотек "по ту сторону информационного разрыва" привело к повсеместному вранью и припискам - есть 2 отдела или 10 в библиотеке, и вот один читатель прошелся по этим отделам. Как думаешь будет записано в отчетной Статистике, которая влияет на з.п.? - Конечно, запишется в два или, соответственно, в десять раз больше. то есть 10 человек! Для освоения технологий надо многое менять и, прежде всего, в самом себе, в организации всей деятельности вокруг себя!И ведь не зря в РГДБ поднята такая волна противостояния разумным во многом новшествам...

    ОтветитьУдалить
  7. Современной библиотеке: Проблему обучения российских библиотек (имею в виду , правда, только школьные, т.к. четко знаю, сколько их в стране) решить можно и, думаю, при нормальном современном подходе, можно быстро. Лет 10 назад уже говорила в Министерстве образования (когда мне это было еще интересно), что надо срочно обучать библиотекарей и называла весьма скромную сумму на поддержку такой Всероссийской программы... Пустующие библиотеки должны наконец, напугать хоть кого-то и в министерстве культуры, и на местах, возможно, надоест смотреть на пустующие залы! Но, скорее всего, потихоньку начнут объединять, "оптимизировать", сокращать... А библиотекари будут понемногу сами... учиться, а другие ... уходить на пенсию

    ОтветитьУдалить
  8. В основном согласна, Елена Николаевна, НО
    умелый поиск в огромном пространстве Интернета - нетривиальное занятие. Если библиотекари там действительно этому учат - это большое дело.
    То, что школьные библиотекари много не умеют в плане поиска - это факт... А если не они будут в этом профи, то кто тогда?

    ОтветитьУдалить
  9. Волне: Конечно, именно библиотекарь учит (должен. во всяком случае!) учить поиску информации. Ни я, ни Маслоу :-) против этого ничего не имеем. Имеет место лишь констатация факта того, что наряду с научением "поиску" двигаться надо в направлении обучения подростков еще чему-нибудь, в чем сильно испытывают сегодня потребность подростки - общению, творчеству, сотрудничеству, что обозначено в пирамиде Маслоу как наивысший результат деятельности библиотекаря, на который нужно ему (в том числе) ориентироваться

    ОтветитьУдалить
  10. Креативности учат и на некоторых уроках, в подготовке творческих работ...
    А поиску качественному не учит никто!
    Не говоря о соблюдении авторских прав на эл. ресурсы и тому, ЗАЧЕМ это вообще нужно.

    На след. уровень переходить, не имея выстроенного предыдущего - всё провалится!

    ОтветитьУдалить
  11. Так потому и "ПИРАМИДА", а не "горизонталь" - т.е. что все нужно

    ОтветитьУдалить
  12. Волне: Дополню свой последний комментарий - "улетел" раньше времени :-). Пирамида Маслоу ( в купе с представлениями Блума), как я понимаю, означает важность каждого ее компонента в развитии мышления, но только последние (сверху) - мы можем отнести к характеризующим "мышление высокого уровня". Библиотекари школ стараются работать с подростками (если понимают важность всего этого!) над всеми этими позициями, обозначенными в Пирамиде - и поиску, и обобщению, и анализу, и умению презентовать, и п, и др. Просто ориентируются на существующие представления о мыслительных процессах и изменяющиеся технологии подростка

    ОтветитьУдалить
  13. Я понимаю, Елена Николаевна, что Вы хотите сказать.
    НО в реальности библиотекари мягко говоря не здорово умеют искать в Сети. Посмотрела дист. курс для библ. в "1 сентября" - там этого тоже нет.
    М.б. поучить сначала этому, чем сильно упираться в сервисы Веб 2.0?

    ОтветитьУдалить
  14. Волне: Вероятно, все же, Люда, есть такие курсы - и их много, где только этому и учат - курсы ФИО были поначалу (десять лет тому назад) только на это и были нацелены - обучали поиску в Интернете. Но делать так, на мой взгляд, означает примерно вот что - давайте научим плавать сначала без бассейна, а уж потом - все остальное. По поводу "упираться" - каждому свое, вероятно, ближе

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о