К основному контенту

Вики-вики - "Учебный детский сад на всю жизнь"


"Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом" (С.Пейперт)

Итак, сегодня состоялось мое сообщение в РГДБ, презентацию которого опубликовала в предыдущем сообщении. За приглашение выступить здесь, где сегодня идет ремонт, где сотрудники находятся в состоянии противостояния (кто "за" перемены, а кто "против"), где идет переосмысление каждым сотрудником всего, что связано с выбором дальнейшего вектора развития библиотеки... - спасибо Наталье Владимировне Бубекиной, "крестной маме" моей диссертации в той ее части, что связана со школьными библиотеками-медиатеками...

Говорила про удобство платформы вики-вики, которая позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", про разницу между возможностями блогосферы и вики-среды (уровень самооценивания -->уровень самореализации в совместной работе), про то, что это среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта, обучаться, обучаться, обучаться... Опиралась на таксономию Блума и пирамиду Маслоу в попытке пояснить, что самореализация - высший уровень потребностей современных подростков, которые находятся в Сети постоянно...

Слушали меня, похоже, со вниманием. Некоторые даже комментировали по ходу некоторые моменты, соотнося увиденное и услышанное из приводимых примеров работы детских библиотекарей в ВикиСибириаДе с возможностью организации собственной новой деятельности с книгой и читателями у себя в библиотеке. Конечно возник вопрос о достоверности Википедии (привела общеизвестные примеры сравнения Британики с Википедией по части ошибок в пользу Википедии, поговорили о наличии и становлении вики-"экспертов"), о том, могу ли я сама сегодня жить вне интернета, нет ли у меня "интернет-зависимости" (поспешила заверить, что интернет-зависимой себя не ощущаю, но и лишать себя радости общения и творчества в Сети не намерена, во всяком случае в ближайшее время)...

Но некоторым участникам спорным и даже "ошеломляющим" показался тезис моей презентации, связанный с утверждением французских блоггеров, определивших место потребности подростков-читателей в поиске информации и в использовании электронной почты как естественной их потребности, стоящей в основании пирамиды Маслоу-2.0, т.е. на низшем уровне мышления высокого уровня (таксономия Блума). Вероятно, многие библиотекари находятся все еще во власти заблуждения, связанного с тем, что научение поиску информации детей-читателей - это главное в использовании библиотекой интернет-технологий.

Сегодня большинство отечественных библиотекарей не особенно задумываются о том, что потребность в самовыражении явно стала превалировать в шкале потребностей детей и подростков, встав в ней на высшую ступень. А с этим необходимо считаться, а, следовательно, думать о новых формах совместной работы, поддерживающих личностный рост подростков-читателей. И здесь - новое поле деятельности с социальными сервисами ребят-читателей.

И вики-вики - замечательный "учебный детский сад на всю жизнь"! Здесь хорошо и детям и взрослым!

Комментарии

  1. Елена Николаевна,про самовыражение-в точку. И дай Вам бог силы и терпения. Представляю,как бывает тяжело общаться слюдьми,которые живут в другом мире.Но "обращение в новую веру"вес ранво происходит,пусть не так быстро,как хочется.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, ты абсолютно правильно меня поняла :-). спасибо тебе, умница ты наша! Но ведь - ведущая библиотека! Ведь сотрудники должны быть впереди планеты всей в деле работы "бок о бок" со своими читателями-детьми, у которых потребности сегодня - другие! Слушать вед невозможно про "духовность", якобы развивающуюся только вне технологий!

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала внимательно, все верно. И про библиотеки информационные центры и про нравственность/духовность, которой у нас озабочены на самом верху. Кстати, что духовность должна развиваться вне технологий у нас еще не говорят. Это что-то новое :)
    Завалили техникой для читателей в этом году, а вот кто с ней работать будет и как это никого не волнует. У нас даже программиста на полную ставку в штате нет. Все приходящие. Сами получается должны обучаться и обучать. Нет системы повышения квалификации библиотекарей в области информационных технологий.

    ОтветитьУдалить
  4. Мессионерская работа!

    А как Вы видите, Елена, решение проблемы обучения персонала российских библиотек дванольному интернету?

    ОтветитьУдалить
  5. Даже не вижу, кто, кроме самого персонала, заинтересован в решении проблемы. Наше руководство в массе , оно по ту сторону информационного разрыва осталось.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, ужасно то что размещение руководства и сотрудников библиотек "по ту сторону информационного разрыва" привело к повсеместному вранью и припискам - есть 2 отдела или 10 в библиотеке, и вот один читатель прошелся по этим отделам. Как думаешь будет записано в отчетной Статистике, которая влияет на з.п.? - Конечно, запишется в два или, соответственно, в десять раз больше. то есть 10 человек! Для освоения технологий надо многое менять и, прежде всего, в самом себе, в организации всей деятельности вокруг себя!И ведь не зря в РГДБ поднята такая волна противостояния разумным во многом новшествам...

    ОтветитьУдалить
  7. Современной библиотеке: Проблему обучения российских библиотек (имею в виду , правда, только школьные, т.к. четко знаю, сколько их в стране) решить можно и, думаю, при нормальном современном подходе, можно быстро. Лет 10 назад уже говорила в Министерстве образования (когда мне это было еще интересно), что надо срочно обучать библиотекарей и называла весьма скромную сумму на поддержку такой Всероссийской программы... Пустующие библиотеки должны наконец, напугать хоть кого-то и в министерстве культуры, и на местах, возможно, надоест смотреть на пустующие залы! Но, скорее всего, потихоньку начнут объединять, "оптимизировать", сокращать... А библиотекари будут понемногу сами... учиться, а другие ... уходить на пенсию

    ОтветитьУдалить
  8. В основном согласна, Елена Николаевна, НО
    умелый поиск в огромном пространстве Интернета - нетривиальное занятие. Если библиотекари там действительно этому учат - это большое дело.
    То, что школьные библиотекари много не умеют в плане поиска - это факт... А если не они будут в этом профи, то кто тогда?

    ОтветитьУдалить
  9. Волне: Конечно, именно библиотекарь учит (должен. во всяком случае!) учить поиску информации. Ни я, ни Маслоу :-) против этого ничего не имеем. Имеет место лишь констатация факта того, что наряду с научением "поиску" двигаться надо в направлении обучения подростков еще чему-нибудь, в чем сильно испытывают сегодня потребность подростки - общению, творчеству, сотрудничеству, что обозначено в пирамиде Маслоу как наивысший результат деятельности библиотекаря, на который нужно ему (в том числе) ориентироваться

    ОтветитьУдалить
  10. Креативности учат и на некоторых уроках, в подготовке творческих работ...
    А поиску качественному не учит никто!
    Не говоря о соблюдении авторских прав на эл. ресурсы и тому, ЗАЧЕМ это вообще нужно.

    На след. уровень переходить, не имея выстроенного предыдущего - всё провалится!

    ОтветитьУдалить
  11. Так потому и "ПИРАМИДА", а не "горизонталь" - т.е. что все нужно

    ОтветитьУдалить
  12. Волне: Дополню свой последний комментарий - "улетел" раньше времени :-). Пирамида Маслоу ( в купе с представлениями Блума), как я понимаю, означает важность каждого ее компонента в развитии мышления, но только последние (сверху) - мы можем отнести к характеризующим "мышление высокого уровня". Библиотекари школ стараются работать с подростками (если понимают важность всего этого!) над всеми этими позициями, обозначенными в Пирамиде - и поиску, и обобщению, и анализу, и умению презентовать, и п, и др. Просто ориентируются на существующие представления о мыслительных процессах и изменяющиеся технологии подростка

    ОтветитьУдалить
  13. Я понимаю, Елена Николаевна, что Вы хотите сказать.
    НО в реальности библиотекари мягко говоря не здорово умеют искать в Сети. Посмотрела дист. курс для библ. в "1 сентября" - там этого тоже нет.
    М.б. поучить сначала этому, чем сильно упираться в сервисы Веб 2.0?

    ОтветитьУдалить
  14. Волне: Вероятно, все же, Люда, есть такие курсы - и их много, где только этому и учат - курсы ФИО были поначалу (десять лет тому назад) только на это и были нацелены - обучали поиску в Интернете. Но делать так, на мой взгляд, означает примерно вот что - давайте научим плавать сначала без бассейна, а уж потом - все остальное. По поводу "упираться" - каждому свое, вероятно, ближе

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.