Разрыв, существующий между лидерами в области интернет-технологий и теми, кто находится на противоположном конце их освоенности, может и должен сокращаться за счет развития компетентностей и роста профессионализма сотрудников библиотек, и, прежде всего, школьных и детских. На сегодня это просто насущная потребность школы для выполнения задач обеспечения каждому участнику педагогического процесса доступа к цифровым возможностям - сервисам Веб 2.0, ресурсам, общению, обучению. В школе - это архиважно!
Библиотекарь России, так же как и любой другой страны, способен выстраивать в своем образовательном учреждении не только "досуговую деятельность" - ставить спектакли и "водить хороводы вокруг стеллажей", заменяя продленку (этим, вроде другие люди и организации заниматься должны), а через обучение коллег-учителей, через групповые занятия - не только очные, но, прежде всего, дистанционные - внедрять информационную грамотность и культуру в свое образовательное учреждение, консультируя педагогов и поощряя школьников в их самостоятельных исследованиях, предоставляя им виртуальные справочные услуги.
Вот как это происходит в США (исследование "Цифровая грамотность и публичные библиотеки США"):
79% публ.библиотек США проводят неформальные тренинги пользователей
38% - формализованные регулярные групповые занятия (классы)
30% - онлайновые обучения-тренинги
28% - индивидуальные (один на один, в назначенное время) инструктажи-обучение
и только 13% из них не проводят тренингов совсем
Те 38%, которые регулярно проводят целевое обучение, проводят их по следующим темам:
94% - общие принципы пользования Интернет (в т.ч. пользование электронной почтой)
93% - общие компьютерные навыки (в т.ч. "секреты" пользования мышкой или клавиатурой)
82% - поиски информации в интернете и базовые навыки пользования офисным ПО
80% - использование отдельных офисных программ (word, spreadsheets, пр.)
Более 50% - как пользоваться библиотечным каталогом и онлайновыми ресурсами
48% - как искать работу, создавать резюме и другую "карьера-ориентированную" информацию
52 миллиона пользователей получили помощь библиотекарей и библиотек в учениях-тренингах, из них 16 миллионов - прошли обучение вот в таких классах по программам библиотек. Там, где библиотеке трудно собрать пользователей физически в своих стенах, работали мобильные тренинговые центры. Особое внимание библиотеки обращают на такие группы пользователей, как сельское население, социально необеспеченные слои, национальные меньшинства. Более 1млн.200 тыс. таких пользователей получили навыки пользования Интернет ...
Источник
Нашла вот здесь
Библиотекарь России, так же как и любой другой страны, способен выстраивать в своем образовательном учреждении не только "досуговую деятельность" - ставить спектакли и "водить хороводы вокруг стеллажей", заменяя продленку (этим, вроде другие люди и организации заниматься должны), а через обучение коллег-учителей, через групповые занятия - не только очные, но, прежде всего, дистанционные - внедрять информационную грамотность и культуру в свое образовательное учреждение, консультируя педагогов и поощряя школьников в их самостоятельных исследованиях, предоставляя им виртуальные справочные услуги.
Вот как это происходит в США (исследование "Цифровая грамотность и публичные библиотеки США"):
79% публ.библиотек США проводят неформальные тренинги пользователей
38% - формализованные регулярные групповые занятия (классы)
30% - онлайновые обучения-тренинги
28% - индивидуальные (один на один, в назначенное время) инструктажи-обучение
и только 13% из них не проводят тренингов совсем
Те 38%, которые регулярно проводят целевое обучение, проводят их по следующим темам:
94% - общие принципы пользования Интернет (в т.ч. пользование электронной почтой)
93% - общие компьютерные навыки (в т.ч. "секреты" пользования мышкой или клавиатурой)
82% - поиски информации в интернете и базовые навыки пользования офисным ПО
80% - использование отдельных офисных программ (word, spreadsheets, пр.)
Более 50% - как пользоваться библиотечным каталогом и онлайновыми ресурсами
48% - как искать работу, создавать резюме и другую "карьера-ориентированную" информацию
52 миллиона пользователей получили помощь библиотекарей и библиотек в учениях-тренингах, из них 16 миллионов - прошли обучение вот в таких классах по программам библиотек. Там, где библиотеке трудно собрать пользователей физически в своих стенах, работали мобильные тренинговые центры. Особое внимание библиотеки обращают на такие группы пользователей, как сельское население, социально необеспеченные слои, национальные меньшинства. Более 1млн.200 тыс. таких пользователей получили навыки пользования Интернет ...
Источник
Нашла вот здесь
Совершенно согласна, часто библиотекарей используют не по назначению, затыкают дыры, это потому, что мы (на свою беду или на счастье) универсальны. Можем и поиграть с малышами и провести урок и обучить интернетным штукам. Никому в голову не придёт заткнуть дыру, например, школьным психологом
ОтветитьУдалитьВо многих странах идет сокращение количества публичных библиотек, превращение их в центры досуга. Но имеет ли это отношение к школьной библиотеке?! Те ли же задачи в ней, что и в публичной (детской), где это и книгохранилище, и место доступа к информации, и место для общения, т.е. новые виды деятельности и новые виды услуг?! А вот в школьной библиотеке - бОльшая близость и полная включенность в учебный процесс, в его поддержку, что и отличает больше всего публичную (детскую) библиотеку от школьной
ОтветитьУдалитьЕлена, спасибо за цифры. А можно узнать источник, где исследование "Цифровая грамотность и публичные библиотеки США"?
ОтветитьУдалитьВпечатляет статистика. Елена Николаевна, я честно собиралась в этом учебном году организовать кружок "Информационная грамотность и культура". Но внеурочная деятельность с первоклассниками (их много) и подготовка к ней отнимает очень много времени. А для кружка надо составлять рабочую программу и поурочное тематическое планирование. Подобный подвиг можно совершить только на длинных каникулах. А так хотелось бы...
ОтветитьУдалитьПчелке: скорее всего, это здесь - http://www.alastore.ala.org/detail.aspx?ID=3549 Тоже люблю точные ссылки. извниите
ОтветитьУдалитьЕлене: Да, все яснее в школах стало прослеживаться направления работы библиотек школ с начальной школой, думаю, что и с информационными технологиями в связи с ФГОСом, это направление усилится, скорее всего. А вот средняя и старшая школы все чаще, кроме работы с учебниками, не охватываются библиотекой в необходимом в связи с новыми требованиями (информационно-библиотечный центр, необходимость проектной деятельности, самостоятельных исследований) направлениях. Во что это может вылиться? - Либо в разделение - библиотека для началки, центр - для средне-старшей школы, а отсюда - люди, помещения, финансы и пр....
ОтветитьУдалитьМы - многофункциональны, а вот помещения,техника, финансы... Об этом только в самых заветных мечтах.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЕлена, а давно ли школьные библиотекари стали испытывать потребность в компьютерах и соответствующем ПО? в доступе к Интернет? в работе с детьми по поддержке их в их учебных занятих в Интернете?.. Вот то, что библиотекари стали такими "многофункциональными" - учебники, спектакли, выставки, рекомендательные списки, т.д. - с этим соглашусь, но разве это то, что характеризует действия современного библиотекаря современного образовательного учреждения?! А помещение, техника, финансы - идут, как правило, вслед осознанию обществом необходимости современного библиотекаря, современной библиотеки. Так что, не сомневаюсь, что все будет!
ОтветитьУдалитьВашими бы устами, Елена Николаевна... Впрочем, я тоже отношусь к разряду оптимистов и надеюсь на то же самое.:)
ОтветитьУдалитьДело, думаю, не в оптимизме. Скорее всего, даже наоборот (это что касается меня). Я в ужасе от того, что изменения в области технологий, которые вторгаются в нашу с вами жизнь, так слабо влияют на реальные изменения в образовании реально обычной школы. Я с тревогой думаю о детях, которые от скуки просто "погибают" за партами, о том, что в течение всех лет их обучения в школах - губятся их естественные от природы таланты (уверена абсолютно, что все талантливы по опыту работы с детьми в литературном журнале Недоросль, который сами дети писали и издавали, этот журнал стал лучшим в стране в 1996 г.)... Не будем менять ситуацию с поддержкой развития детских индивидуальностей - а это - самостоятельные учебные исследования, прежде всего, в которых роль библиотекаря незаменима! - забудем про "прекрасное" далеко
ОтветитьУдалитьЕлена Николаевна! От Вас исходит просто заряд оптимизма, что бы Вы ни говорили. Общаясь с Вами, хочется верить в то, что все так и будет.Только вот когда? На практике, например, в этом году с первыми классами (при всех плюсах на бумаге) в обычных школах, не обеспеченных помещениями и не оборудованных необходимыми тех. средствами, все очень сложно. Я веду доп. уроки (1 час в неделю) в 1-х классах. Но мне жаль наших деток, потому что они очень устают. И поэтому работать в этих классах трудно. После 3-х уроков обычных - еще 2 дополнительных. И все в том же классе, куда после 1-х кл. придут дети второй смены. Нет отдельного помещения , где можно было бы показать мультик или какую-то презентацию, дать возможность детям расслабиться и поиграть. В общем, хотели - как лучше, а получилось - как всегда.
ОтветитьУдалитьПонимая загруженность детей, считаю, что не нужны отдельные программы учебные для детей по информационной грамотности как обычные уроки. Считаю это просто вредным. А вот занятия во взаимодействии с педагогом при разработке уроков по литературному чтению, например, вполне можно простроить план поддержки библиотекарем тех или иных занятий, с встроить туда работу в сетевых проектах, в процессе интересной работы в них - изучать правила безопасного поведения в Интернете, необходимости соблюдения авторского права при размещении информации и пр.
ОтветитьУдалить