К основному контенту

Как будем меняться?

В прошлом году опубликовала к конференции РЕЛАРН тезисы по теме "Проблемы и перспективы развития школьной библиотеки с позиций мировых тенденций развития технологий и проекта нового Стандарта общего среднего образования". В связи с происходящими изменениями в области школьного библиотечного дела - переход к новой должности "педагог-библиотекарь", расширение понятия "библиотека" школы до "информационно-библиотечный центр" , с тем, что библиотекари школ приступили к разработке Программ развития своих библиотек - решила освежить собственную память некоторыми основными позициями, имеющими непосредственно отношение к происходящим переменам, о которых писала ранее... А вдруг, кому-то из библиотекарей пригодятся эти выводы, на основе которых можно продумывать и разрабатывать свои Программы развития?!

Учащиеся должны поощряться в том, чтобы стать "пилотами", а не "пассажирами" на своем учебном пути" (Кевин Кирни)

Тенденция 1: ...Все чаще использование информационных технологий переносится в библиотеку образовательного учреждения, где интегрируются цифровые и печатные средства информации, и есть возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса. Библиотеки образовательных учреждений в этих условиях способны не только формировать по-новому информационную среду образовательного учреждения, но и предоставить участникам педагогического процесса возможность ее эффективно усваивать, формируя и развивая информационную грамотность и культуру учащихся и учителей, поддерживая эффективное использование технологий в самообучении и самоподготовке.

Тенденция 2: ...Роль библиотекаря в развитии "цифрового" равенства в школе значительно возрастает, фактически преобразуясь до роли педагога информационной культуры, который действует по-новому в ситуации увеличения потребности участников педагогического процесса в консультациях и помощи в работе на компьютере и с электронными ресурсами, в том числе, в Интернете... Библиотекарь школы начинает систематически консультировать «поколение Google» в том, как определять точность и достоверность найденной информации в поисковых системах, обучать информационной культуре по специально разработанным программам, эффективно развивая навыки информационной грамотности и культуры школьников

Тенденция 3:... Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий (социальных сервисов Веб 2.0), осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. Перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, и, прежде всего, развитие социальных сервисов Веб 2.0, и стремительное освоение их возможностей подростками, инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки, заставляет библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки. Пользователи библиотеки школы – учащиеся и учителя не только активно используют предоставляемую информацию, но и сами могут стать производителями информации, создавая собственные цифровые ресурсы (аудио-, видеоматериалы, интеллектуальные карты, географические карты и др.)

Тенденция 4: ...Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.

Тенденция 5: ...Локальные сети образовательных учреждений объединяют компьютеры, находящиеся в библиотеках и учебных классах/предметных кабинетах, с домашними компьютерами и мобильными технологиями не только учителей, но и школьников и их родителей. Понятно, что реальная информатизация учебного процесса и ее эффективность зависят от учителя, но от библиотекаря зависит накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация услуг и поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса вне зависимости от места его нахождения. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях...

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...