В прошлом году опубликовала к конференции РЕЛАРН тезисы по теме "Проблемы и перспективы развития школьной библиотеки с позиций мировых тенденций развития технологий и проекта нового Стандарта общего среднего образования". В связи с происходящими изменениями в области школьного библиотечного дела - переход к новой должности "педагог-библиотекарь", расширение понятия "библиотека" школы до "информационно-библиотечный центр" , с тем, что библиотекари школ приступили к разработке Программ развития своих библиотек - решила освежить собственную память некоторыми основными позициями, имеющими непосредственно отношение к происходящим переменам, о которых писала ранее... А вдруг, кому-то из библиотекарей пригодятся эти выводы, на основе которых можно продумывать и разрабатывать свои Программы развития?!
Тенденция 1: ...Все чаще использование информационных технологий переносится в библиотеку образовательного учреждения, где интегрируются цифровые и печатные средства информации, и есть возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса. Библиотеки образовательных учреждений в этих условиях способны не только формировать по-новому информационную среду образовательного учреждения, но и предоставить участникам педагогического процесса возможность ее эффективно усваивать, формируя и развивая информационную грамотность и культуру учащихся и учителей, поддерживая эффективное использование технологий в самообучении и самоподготовке.
Тенденция 2: ...Роль библиотекаря в развитии "цифрового" равенства в школе значительно возрастает, фактически преобразуясь до роли педагога информационной культуры, который действует по-новому в ситуации увеличения потребности участников педагогического процесса в консультациях и помощи в работе на компьютере и с электронными ресурсами, в том числе, в Интернете... Библиотекарь школы начинает систематически консультировать «поколение Google» в том, как определять точность и достоверность найденной информации в поисковых системах, обучать информационной культуре по специально разработанным программам, эффективно развивая навыки информационной грамотности и культуры школьников
Тенденция 3:... Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий (социальных сервисов Веб 2.0), осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. Перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, и, прежде всего, развитие социальных сервисов Веб 2.0, и стремительное освоение их возможностей подростками, инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки, заставляет библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки. Пользователи библиотеки школы – учащиеся и учителя не только активно используют предоставляемую информацию, но и сами могут стать производителями информации, создавая собственные цифровые ресурсы (аудио-, видеоматериалы, интеллектуальные карты, географические карты и др.)
Тенденция 4: ...Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.
Тенденция 5: ...Локальные сети образовательных учреждений объединяют компьютеры, находящиеся в библиотеках и учебных классах/предметных кабинетах, с домашними компьютерами и мобильными технологиями не только учителей, но и школьников и их родителей. Понятно, что реальная информатизация учебного процесса и ее эффективность зависят от учителя, но от библиотекаря зависит накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация услуг и поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса вне зависимости от места его нахождения. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях...
Учащиеся должны поощряться в том, чтобы стать "пилотами", а не "пассажирами" на своем учебном пути" (Кевин Кирни)
Тенденция 1: ...Все чаще использование информационных технологий переносится в библиотеку образовательного учреждения, где интегрируются цифровые и печатные средства информации, и есть возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса. Библиотеки образовательных учреждений в этих условиях способны не только формировать по-новому информационную среду образовательного учреждения, но и предоставить участникам педагогического процесса возможность ее эффективно усваивать, формируя и развивая информационную грамотность и культуру учащихся и учителей, поддерживая эффективное использование технологий в самообучении и самоподготовке.
Тенденция 2: ...Роль библиотекаря в развитии "цифрового" равенства в школе значительно возрастает, фактически преобразуясь до роли педагога информационной культуры, который действует по-новому в ситуации увеличения потребности участников педагогического процесса в консультациях и помощи в работе на компьютере и с электронными ресурсами, в том числе, в Интернете... Библиотекарь школы начинает систематически консультировать «поколение Google» в том, как определять точность и достоверность найденной информации в поисковых системах, обучать информационной культуре по специально разработанным программам, эффективно развивая навыки информационной грамотности и культуры школьников
Тенденция 3:... Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий (социальных сервисов Веб 2.0), осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. Перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, и, прежде всего, развитие социальных сервисов Веб 2.0, и стремительное освоение их возможностей подростками, инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки, заставляет библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки. Пользователи библиотеки школы – учащиеся и учителя не только активно используют предоставляемую информацию, но и сами могут стать производителями информации, создавая собственные цифровые ресурсы (аудио-, видеоматериалы, интеллектуальные карты, географические карты и др.)
Тенденция 4: ...Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.
Тенденция 5: ...Локальные сети образовательных учреждений объединяют компьютеры, находящиеся в библиотеках и учебных классах/предметных кабинетах, с домашними компьютерами и мобильными технологиями не только учителей, но и школьников и их родителей. Понятно, что реальная информатизация учебного процесса и ее эффективность зависят от учителя, но от библиотекаря зависит накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация услуг и поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса вне зависимости от места его нахождения. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях...
Елена Николаевна, здравствуйте! Меня зовут Елена Иванова, я спец.корреспондент журнала «Библиотека в школе» (Издательский дом «Первое сентября»). Вы слушали мой доклад об электронных книгах на вебинаре крымской конференции (июнь 2011). Я даже, по Вашей просьбе, высылала Вам презентацию по этому докладу, но, похоже, найденный мной email был старым.. Елена Николаевна, обращаюсь к Вам с просьбой об интервью нашему журналу. Интервью, посвященное школьным библиотекам, их новому статусу, проблемам, перспективам. Сейчас, как никогда, у школьных библиотекарей столько вопросов! Авторитетное мнение, комментарии были бы очень важны. Мне очень понравился Ваш пост «Как будем меняться?» (24 августа 2011). Он мог бы стать дополнением интервью. Мой тел. 8 910 3819596, email личный elen66.05@mail.ru редакционный lib@1september.ru
ОтветитьУдалитьС уважением – Елена Иванова.
Елена, добрый день! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Напишу по указанному эл. адресу
ОтветитьУдалить