К основному контенту

Как будем меняться?

В прошлом году опубликовала к конференции РЕЛАРН тезисы по теме "Проблемы и перспективы развития школьной библиотеки с позиций мировых тенденций развития технологий и проекта нового Стандарта общего среднего образования". В связи с происходящими изменениями в области школьного библиотечного дела - переход к новой должности "педагог-библиотекарь", расширение понятия "библиотека" школы до "информационно-библиотечный центр" , с тем, что библиотекари школ приступили к разработке Программ развития своих библиотек - решила освежить собственную память некоторыми основными позициями, имеющими непосредственно отношение к происходящим переменам, о которых писала ранее... А вдруг, кому-то из библиотекарей пригодятся эти выводы, на основе которых можно продумывать и разрабатывать свои Программы развития?!

Учащиеся должны поощряться в том, чтобы стать "пилотами", а не "пассажирами" на своем учебном пути" (Кевин Кирни)

Тенденция 1: ...Все чаще использование информационных технологий переносится в библиотеку образовательного учреждения, где интегрируются цифровые и печатные средства информации, и есть возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса. Библиотеки образовательных учреждений в этих условиях способны не только формировать по-новому информационную среду образовательного учреждения, но и предоставить участникам педагогического процесса возможность ее эффективно усваивать, формируя и развивая информационную грамотность и культуру учащихся и учителей, поддерживая эффективное использование технологий в самообучении и самоподготовке.

Тенденция 2: ...Роль библиотекаря в развитии "цифрового" равенства в школе значительно возрастает, фактически преобразуясь до роли педагога информационной культуры, который действует по-новому в ситуации увеличения потребности участников педагогического процесса в консультациях и помощи в работе на компьютере и с электронными ресурсами, в том числе, в Интернете... Библиотекарь школы начинает систематически консультировать «поколение Google» в том, как определять точность и достоверность найденной информации в поисковых системах, обучать информационной культуре по специально разработанным программам, эффективно развивая навыки информационной грамотности и культуры школьников

Тенденция 3:... Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий (социальных сервисов Веб 2.0), осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. Перемены, происходящие в информационных ресурсах и технологиях, и, прежде всего, развитие социальных сервисов Веб 2.0, и стремительное освоение их возможностей подростками, инициируют развитие новых форм деятельности школьной библиотеки, заставляет библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки. Пользователи библиотеки школы – учащиеся и учителя не только активно используют предоставляемую информацию, но и сами могут стать производителями информации, создавая собственные цифровые ресурсы (аудио-, видеоматериалы, интеллектуальные карты, географические карты и др.)

Тенденция 4: ...Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам.

Тенденция 5: ...Локальные сети образовательных учреждений объединяют компьютеры, находящиеся в библиотеках и учебных классах/предметных кабинетах, с домашними компьютерами и мобильными технологиями не только учителей, но и школьников и их родителей. Понятно, что реальная информатизация учебного процесса и ее эффективность зависят от учителя, но от библиотекаря зависит накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация услуг и поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса вне зависимости от места его нахождения. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях...

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: