понедельник, октября 25, 2010

Слово... С Международным Днем школьной библиотеки!

C праздником всех вас, дорогие школьные библиотекари! С Международным Днем школьной библиотеки! Настроение в этот день не очень веселое. Как-то в ситуации, когда школьные библиотеки пока не обрели своего достойного места в образовательных учреждениях, в основной массе своей не стали опорой и основой для получения школьниками качественных знаний, а библиотекари от руководителей "сползают" в штатном расписании до технических работников, веселиться вроде нет от чего. Но, все же, все же... C праздником! Пусть "нами правит нота веры, любви и надежды":


Использованы кадры фильма А.Шемякина и Д.Лавриненко «Государственная общественно-политическая библиотека». Песня - А.Иванов и гр. "Рондо".

Спасибо автору блога Библиогр@ни Златоустаза найденный видеоролик

воскресенье, октября 24, 2010

Веб-сайт для самообучения "Дванольный библиотекарь"

Открытие нашего сайта "Дванольный библиотекарь" для самообучения школьных библиотекарей приурочено к Международному дню школьных библиотек, который отмечается во всем мире каждый четвертый понедельник октября уже в течение 11 лет. В этом году он проходит под девизом: «Diversity Challenge Resilience: School Libraries Have It Al», что, скорее всего, может означать «Школьная библиотека – территория взаимодействия» (Diversity – объединение мирового сообщества школьных библиотекарей общим делом, общими идеями, общими проблемами, не смотря на внутренние различия. Challenge – стремление к новым высотам в своем профессиональном развитии. Resilience – помощь школьникам в самоопределении в меняющемся мире, в подготовке их к взрослой жизни)

В комментариях к модулям ждем замечаний и предложений по дополнениям и изменениям.

вторник, октября 19, 2010

Библиотечное братство, с годовщиной всех нас!

Ровно год назад 19 октября мы начали дистанционное обучение ВСЕХ желающих школьных библиотекарей  по курсу "Я учусь работать в блоге".
«Школьный сектор» Ассоциации RELARN при поддержке Координационного Центра Национального Домена сети Интернет (RU) инициировал его проведение. Нас поддержали замечательные сетевые тренеры - Людмила Рождественская (Таллинн), Вера Короповская (Мурманск) и Оксана Петрова (Псков). Они были и нашими авторами, и нашими консультантами, и нашими педагогами.  Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) приняла участие в награждении всех тех мужественных и упорных участников, кто дошел до успешного завершения обучения. Всем - и тем, кто учил, и тем, кто учился, и тем, кто поддержал - спасибо огромное!
Ведь сегодня точно можно сказать, что создано и действует активно в Сети сообщество библиотекарей школ, поддерживающих друг друга в инициативах, бедах и радостях, шутках и серьезных обсуждениях проблем,  члены которого сами себя сегодня назвали "братство", а это - дорогого стоит!

Так держать, БИБЛИОТЕЧНОЕ БРАТСТВО!

...Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз... (А.С.Пушкин)

Архиважные темы для обсуждения в Австралии

С 28 сентября по 1 октября в г. Брисбен, штат Квинсленд, Австралия, состоялась 39-я ежегодная конференция Международной Ассоциации школьных библиотек (IASL), а так же 12-я конференция Ассоциации школьных библиотек штата Квинсленд и 14-й международный форум, посвященный исследованиям в области школьного библиотечного дела. Тематика  конференции этого года: Diversity Challenge Resilience: SCHOOL LIBRARIES IN ACTION

Обращаю внимание на архиважные темы, обсуждаемые в ее рамках:
  • Разработка учебного плана: Сотрудничество учителей и библиотекарей, а также библиотекарей и учащихся, совместная работа которых приведет к повышению эффективности школьных библиотечных программ внутри учебного плана школы. Отдельное внимание было уделено разработке и представлению обучающих программ, способствующих социальному обучению учащихся.
  • Достижение совершенства через стандарты: Разработка и внедрение стандартов в области информационной и цифровой грамотности в рамках государственных и международных программ, а также стандартов для библиотечного дела как профессии.
  • Цифровое обучение: Изменения в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и их влияние на обучающие программы; проблемы, с которыми приходится сталкиваться при внедрении ИКТ, их доступность и диапазон, а также социальная и моральная ответственность при использовании.
  • Образование грамотных сообществ: Развитие грамотности и креативности учащихся с помощью чтения, письма, книг, искусства и литературы


 Источник информации - пресс-служба РШБА  А теперь сравним цели, выдвигаемые как архиважные мировым сообществом, с основными целями, определенными документом, который продвигается как основа для развития отечественных библиотек до 2015 года:
Основными целями отечественных школьных библиотек являются:
● реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;
● содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
● организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессиональого или общественного положения;
● обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
● формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);
● интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у
школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Может быть попытаться их переформулировать почетче с учетом мировых тенденций (чтобы не отстать лет на ...дцать в очередной раз)?!

понедельник, октября 18, 2010

Перепись библиотечных блогов

Любовь Брюхова, активный библиотечный блоггер кинула клич "провести перекличку или в свете сегодняшнего дня - перепись блогов".
С удовольствием приобщаюсь к "расповсюдиванию" этой замечательной идеи и приглашаю всех блоггеров-библиотекарей оставить ссылку на свой блог в комментариях к ее сообщению об этой акции.

Хорошо бы еще эти блоги были размещены на нашей библиотечной Google-карте!

А замечательный плакат взят из блога "2:0 в пользу читателей"

четверг, октября 14, 2010

Соберите свою полочку с книгами в новом сервисе

Вера Павловна Короповская в своем блоге разместила информацию об интересном и полезном сервисе Issuu.com, который позволяет публиковать свои электронные книги и расставлять их на свою полку.


Теперь такая полка есть и у нее. Вера Павловна уже поставила там свою первую электронную книгу, созданную из презентации. Вот как выгляди эта книга
Open publication - Free publishing

Не просто споры, а точка отсчета...

Как-то все одновременно совпало с моим сегодняшним настроением - этот тревожащий видеоролик о социальной революции среди школьных библиотекарей, размещенный в блоге Daring Librarian , живое вчерашнее обсуждение в "живой ленте" ситуации со ставшей просто невыносимой тендерной политикой в образовании ("лестница, ведущая вниз")  и сегодняшнее - с коллегами во FriendFeede очередного "никакого" (то есть, скорее всего, ни к чему существенному не приводящего) министерского выступления, где спорили о необходимости очередных "указивок" свыше, и строчки, бьющие наотмашь потрясающего прозрения, в размещенной довольно давно в моем букридере (все времени не находилось прочесть)  книге Д.Оруэлла "1984" (жанр антиутопия, об угрозе тоталитаризма), которую вдруг вчера захотелось прочесть ( и таки читалось всю ночь!)...
Вдруг стало казаться, что все споры, диалоги и  коллективные действия активной в Сети группы педагогов и библиотекарей могут так и остаться пустым сотрясанием воздуха, а не реальным решением назревших в образовании (и школьном библиотечном деле, в том числе), если не примут какие-то конкретные формы.

Отсчет пошел...

Вот видеоролик:


Источник

Вот одна из "горячих" бесед:


А вот где можно скачать роман

пятница, октября 08, 2010

Осенние диалоги школьных библиотекарей

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): ...Читала лекцию о планировании работы библиотеки для сельских школьных библиотекарей. В сёлах страшная картина, оставляют по 0,5 ставки библиотекаря, берут вместо библиотекаря совместителя, люди не знают, что делать. А я им про то как планировать и развивать библиотеку, очень грустно...

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): М.б, надо учить их работать и консультировать в дистанционном режиме со школьниками? Это вселит хоть какой-то оптимизм.

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Следующая моя лекция - о компьютеризации б-к. Вчера спросила, как у них с этим вопросом. Мне отвечают: компьютеры стоят, пришедшие ещё из первой партии поставок - старые-престарые, на которых работать невозможно. О блогах вчера рассказала - людям интересно, но это для них как другой мир.

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): Да, это другой мир, но тянуться надо. И что-то делать. Что? И как?

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Дистанционное обучение сейчас пробуют для библиотекарей в Moodle запустить в рамках курсов повышения квалификации (такой очно-дист. курс, часть выездных лекций, часть дистанционная). Видимо потом можно будет и с сельскими библиотекарями говорить о дистанционных консультациях и об обучении в дистанционном режиме школьников.

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): Вообще резко ощущается разница между библиотекарями, работавшими на секции "Школьного сектора" Ассоциации Реларн (к примеру), и сельскими библиотекарями, у которых в библиотечной деятельности - все чаще мероприятия, игры, праздники книжки. Все, в основном, для малышей и учащихся среднего возраста. Старших на это уже не затянешь. Именно это делается по привычке и востребовано взрослыми и детьми. А у нас - интернет-технологии, интернет - мы без этого жить не можем. Налицо - разные модели деятельности школьных библиотек.

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Конечно! Но ведь и администрациями школ продвигается именно вот эта праздничная модель, прямо по анекдоту - чем хуже, тем больше веселимся!

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): Да

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Думаю, все же от недопонимания... и от привычки не вникать в глубинную суть необходимых преобразований

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): Особенно, когда сверху спускают в библиотеки школ письма (в частности, об учебниках) - люди читают и плачут. Не исполнить - предписание, исполнить - в фондах книг не будет.

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Давно мучает меня вопрос о том, что нужен человек, который смог бы давать библиотекарям школ юридические консультации, учитывающие специфику библиотеки, а то без такой помощи - библиотеки школ точно загнутся. Иногда бывают спорные вопросы, и такая помощь необходима. Как говорится все проверки рассчитаны на дурака, если смогли защитить себя - молодцы, не смогли - накажут.У нас случай был в одной школе. У библиотекаря 1,5 ставки, должно быть 40 часов в неделю, а ей доказывали, что надо 60. Ну и таких вроде мелочей - уйма

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): Отличная идея, такого юриста надо, конечно, искать.

Мария Иванова (продвинутый школьный библиотекарь): Да, все так

Наталья Петрова (тоже не слабый такой библиотекарь школы): На данном этапе сетевое сообщество библиотекарей может во многом оказывать друг другу помощь, что собственно, и происходит в группе BiblioMedia, но нужны профессиональные консультации юриста...

четверг, октября 07, 2010

Тепло на сердце от воспоминаний...

И правда, до сих пор тепло на сердце от воспоминаний о конференции, работы на секции "Школьного сектора", от того, как замечательно работали библиотекари школ в рамках секции, где всегда активничают лучшие, так называемые "эксперты". Ольга Подъяпольская из Новокуйбышевска, одна из наших умниц и красавиц написала тоже свои впечатления в своем блоге и разместила замечательное слайд шоу (с такими родными уже лицами!), которое я утащила к себе:

вторник, октября 05, 2010

Современный ли Вы библиотекарь? - Сравните, и Вы поймете

В блоге "Библиотеки и молодежь" есть список программ, которыми должен владеть современный библиотекарь, составленный в 2008 году IFLA. Это знание и соответствующие навыки необходимы современным библиотекарям для того, чтобы обеспечить молодежи качественное обслуживание:
Blogs (блоги)
Online Chat (чат в онлайне,мгновенные сообщения и видео-конференции)
Creative Commons (право совместного владения информацией)
FaceBook, MySpace (социальные сети)
Flickr (хостинг изображений)
Google Docs ( создание текстов и презентаций)
Музыка и аудио
Подкастинг (цифровые медиафайлы)
RSS RSS Readers (новостные подписки и читалки)
Slideshare (обмен презентациями)
Social Bookmarking (социальные закладки)
Twitter ( твиттер- мини блог)
Video (видео)
Virtual Worlds Machinima ( виртуальные миры и компьютерная анимация)
Wikis (интерактивные документы)

Библиотекари школ, обучившиеся по курсу "Я учусь работать в блоге!", могут сравнить свои знания и умения с тем, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ в процессе обучения (хорошо бы еще с тем, ЧТО используют в процессе работы с учащимися):
* научились создавать Google-аккаунт
* Приобрели умения работать с блогом на платформе Blogger.com, познакомились и с другими платформами для блогов
* создали свои визитки-презентации, используя сервис SliedeSharе
* разобрались с возможностями использования RSS-аггрегаторов для выстраивания систематического чтения библиотечных блогов.
* научились проводить анкетирование в своих блогах.
* исследовали сервис Picasa и научились хранить изображения, многие сфотографировали свою библиотеку и разместили лучшие фото в коллективном фотоальбоме в Picasa “Великие идеи для дизайна библиотеки” Нашей новой школы.
* полюбили YouTube, позволивший им скачивать и размещать в блогах видеоролики, сохранившие образы и голоса писателей и поэтов.
* научились создавать интеллектуальные карты в Dabbleboard по важным библиотечным вопросам.
* узнали немного о технологии вики, открыв новые способы организации работы по созданию сетевых газет и журналов с помощью сервиса WikiwaLL.
* с сервисом СВох и FriendFeede и поняли, что конкретно из социальных сервисов способствует выстраиванию интерактивности в своем блоге
* а с аудиоподкастами - как можно интересно организовать работу со школьниками по развитию навыков хорошего чтения.
* узнали о том, что такое хэштеги (специальные метки во Ф.Ф., вот такие - #) и чем они отличаются от просто тегов (ярлыки).
* с сервисом eBdb - научились проводить грамотный поиск книг в электронных библиотеках,
* а в Google-книге научились собирать свои любимые книги, формируя библиотечку,
* смогли дополнить БобрДобр закладками со ссылками на самые полезные интернет-ресурсы.
* на Google-карте «Школьные библиотеки» оставили «метки» о своем блоге и о своей библиотеке.
* освоили сервисы сбора и анализа статистики блогов.
* научились работать с Google-документами.
* Даже научились сетевым шуткам с сервисом Voki - размещать «свое» смешное изображение и добавлять интересную аудиозапись к аватарке в своем блоге.

понедельник, октября 04, 2010

"Мой путь…", вернее - НАШ

Давно не заходила в свой блог ... Сначала отпуск в тиши дачной осени, затем поездка на конференцию Ассоциации RELARN. Собственно об этой поездке и секции «Школьного сектора», в рамках которой первый раз за эти годы (с 1998 года) работали школьные библиотекари , и хочется немного рассказать.

Среди приехавших на конференцию - Ольга Подъяпольская и Елена Сиркиз Новокуйбышевска из, Татьяна Рыженко из Ставрополя, Ирина Коткина из Нарьян Мара, Любовь Брюхова из Новоуральска.

Ольга Подъяпольская, выступая в первый день работы секции в рамках общей темы, связанной с кардинальными изменениями в понятии «учебная среда», в которой учащиеся обучаются, и которая постепенно расширяется от реального класса до междисциплинарных сетевых сообществ, поддерживающихся технологиями, говорила об информационно - библиотечном центре как ядре информационно-образовательной среды современной школы, в которой школьники могут виртуально обучаться, общаться и сотрудничать, выстраивать свое собственное «личное пространство».

Татьяна Рыженко выступила С сообщением По теме "КМ-Школа" - системообразующий элемент информационно-образовательной среды г.имназии ".  Ее гимназия успешно работает уже четвертый год с ИИП «КМ-Школа".

В день, когда проводилась презентации проектов В формате Печа Кучи, интеллектуально блеснули именно библиотекари (увы, педагоги не справились с новым форматом их представления) - Ирина Коткина С проектом "Твой курс» (организация повышения компьютерной грамотности участников педагогического процесса и граждан города на базе школьной библиотеки) И Любовь Брюхова - С проектом обучения библиотекарей, который потряс воображение даже самых творческих личностей из числа собравшихся супер-творческих педагогов!

Яркими стали выступления и на баркемпе - Елены Сиркиз ИЗ Новокуйбышевска «Развитие кадрового потенциала информационно-библиотечного центра школы, или зачем библиотекарю блог», Ирины Коткиной «Школьная библиотека в блогосфере: субъективные заметки ЧУМработницы» И Татьяну Рыженко «Самостоятельные учебные исследования школьников в новом курсе информационной культуры (О новом проекте для 5-6 классов «Информационная культура и блоги») ». Библиотекари представили свои сообщения в группе по теме «Потребность в формировании информационной культуры и грамотности учащихся», где речь шла о серьезном воздействии технологий на информационную грамотность, уровень которой влияет на успешность человека в жизни ...

Поймала себя на мысли, что испытываю огромное чувство гордости ЗА библиотекарей, освоившихся в Сети, разобравшихся с социальными сервисами и инструментами, ставших активно и эффективно применять их в своей повседневной деятельности ...

А во мне до сих пор звучат слова песни, исполняемой на корабле прекрасным баритоном Владимиром Александровичем (вообще-то песня Фрэнка Синатры «Мой путь», но слова русскоязычной версии Резника):

«... Продли свой путь
На светлый миг,
На теплый дождь,
На птичий крик,
Надежды взор,
Восторг любви
И музыку мою продли ...

Дай бог, еще глоток,
Да, это был мой путь ... »

Новая встреча на конференции RELARN, новые люди, новые идеи ... "Мой путь", вернее, наш путь ... к новым идеям, новым свершениям, новым встречам на конференции Ассоциации RELARN в следующем году!

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails