К основному контенту

Подведены итоги обучения библиотекарей на конференции "Новая школа: Мой маршрут"

"Библиотекари требуют повторения обучения!" - Именно таким рефреном (главной темой) сопровождалось завершающее анкетирование тех, кто обучался на секции "IT-школа современного библиотекаря" (руководитель секции - автор этих строк) в рамках Международной конференции "Новая школа: Мой маршрут"


По завершении работы мастерских ведущие разослали участникам ссылку на Анкету-рефлексию  - и тем, кто записался, но по разным причинам не принял участие в обучении, и тем, кто успешно справился с заданиями. Целью анкетирования стало желание ведущих учесть возможные ошибки при проведении мастерских-2014, и на основе мнений и предложений самих участников продумать пути более эффективной работы мастерских и тренингов в 2015 году.


Итак, что думают наши библиотекари и педагоги о мастерских, какие темы предлагают на будущий год...


“Сухие” цифры
В 17-ти мастерских и 2-ух вебинарах, специальням образом организованных для школьных библиотекарей, при полторы тысячи записавшихся на обучение с заданиями успешно справилась треть -  496 человек. Мастерские секции “IT-школа современного библиотекаря”, действовавшая в рамках конференции “Новая школа: Мой маршрут” собрали не только библиотекарей, но и педагогов, заинтересовавшихся темами.


Анкету на 12:00 (вр.мск.) 11 ноября 2014 года заполнили более 200 участников разных мастерских. 5% которых проживают в Москве и Санкт-Петербурге, 70% - в городах и 6% в пригородах: а 18% - в селах.


Почему некоторым не удалось принять участие в каких-то мастерских
Некоторым не удалось принять участие во всем, что хотелось охватить вначале, по разным причинам:
  • 10% сообщили: что у них непозволительно медленный интернет дома или на работе
  • 9% написали, что их отпугнула необходимость освоиться в вики-среде
  • у 8% возникли непреодолимые препятствия личного характера
  • у 5% - оказался недостаточный уровень компьютерной грамотности
  • 1% посчитал тему мастерской при ближайшем рассмотрении малоинтересной


Один из участников анкетирования написал следующее:
“Очень не понравилось ограничение в участии мастерских до одной. Автозапись на др. мастерские не срабатывала. Но при просмотре личных страниц др. участников в вики-среде видела много юзербоксов мастерских. Как им удалось это сделать? Они участвовали или просто на свои стр установили?”


Ответ: Ограничение было снято организаторами через некоторое время после начала конференции, поэтому тем, кто несколько позже смог записаться на участие в нескольких мастерских, удалось поработать в них, поэтому и юзербоксы - к месту! (да и дипломы ВикиСибириады, как освоившимся в вики-среде!)


Понравилась ли участникам учиться в мастерских и почему “да” и/или “нет”
Удовлетворение от проделанной работы в ходе обучения почувствовали 91% участников мастерских,  1% высказали свое недовольство, 8% затруднились ответить.


Среди достоинств проведенных мастерских участники выделили следующее:
  • 79% указали на доброжелательность и внимание ведущего
  • 66% посчитали достаточным количество обучающих материалов
  • 64% назвали достоинством - радость и удовольствие от самостоятельно созданных материалов
  • 58% - сочли важным полученные идеи по интеграции изучаемых сервисов в дальнейшую практику с детьми и подростками
  • 38% - порадовались возникшим новым знакомствам с коллегами посредством просмотра [и комментариев] создаваемых ими работ
  • по 22% - были удовлетворены тем, что в мастерских использовались простые и/или известные ранее Интернет-сервисы, представленные к изучению, и тому, что  обучение проводилось в знакомой вики-среде, где было предложено размещать, в том числе, созданные материалы


Среди недостатков мастерских участники назвали следующее:
  • 35% - недостаточное время для изучения предложенных материалов и сервисов
  • 14% - вики-среда - сложная для работы мастерских
  • 11% - интернет-сервисы. предложенные для орсвоения, были сложными
  • по 5% участников сочли, что в мастерских было недостаточное количество обучающих материалов и возникающие трудности вызывали раздражение и желание “уйти”


Какие темы будут интересны участникам следующей конференции
Участники анкетирования (и обучения!) одобрили практически все темы проведенных мастерских, выделив такие для обязательно повторения, которые не удалось по разным причинам посетить в этом году: ”Веб-сайты как площадки коллективной творческой работы”; “Цифровой" сторителлинг в библиотеках”, “Электронный читательский дневник”, “Интерактивные плакаты в библиотечной работе по продвижению чтения”, “Литературная инфографика”, “Цифровой сторителлинг”, “Видео в скрайбинге”, “Творческая деятельность с книгой по иллюстрированию ее саундтреками”, "Создание виртуальных экскурсий по культурным и историческим местам”, “Библиотечные видеоуроки (Создание видеолекций в неформальном обучении учителей и учащихся)”, “Библиотекарь в медийной войне” и др.


И предложили свои темы для проведения мастерских в секции для школьных библиотекарей:
  • Аттестация для педагогов-библиотекарей (с чего начать?)
  • Создание комфортной библиотечной виртуальной среды
  • Создание блогов
  • Медиаграмотность библиотекаря
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо
  • Знание и соблюдение авторского права в работе школьного библиотекаря
  • Создание обучающих сетевых игр, кроссвордов и веб-квестов
  • Алгоритм перехода на электронные учебники (+ правовая база).
  • Электронные учебники и роль библиотекаря в работе с ними
  • Сервисы для продвижения мероприятий и книги в социальных медиа
  • Event-менеджмент в библиотеке (Event - превращение библиотечного мероприятия посредством вспомогательных эффектов в совершенно исключительное событие)
  • Сервисы для создания экскурсий по культурным и историческим местам
  • Сервисы для создания электронных книжных выставок
  • Эффективная работа пользователей школьной библиотеки  с электронной библиотекой Либрусек
  • Средства защиты от вредной информации лучше фильтров, перекрывающие доступ к социальным сетям и сервисам
  • Сервисы для привлечение аудитории в библиотеки (как “физического” места) из сети Интернет
  • Google-сервисы для работы библиотеки
  • Сервисы для проведения читательской конференции
  • Взаимодействие и совместная работа библиотекаря и учителей-предметников (с внедрением ФГОС)
  • Создание проектов в сети интернет связанных с Годом культуры
  • Формирование информационной культуры школьников и студентов в форме веб-квеста или в другой интерактивной форме
  • Научиться программными технологиями для создания профессиональных фильмов
  • Интернет-инструменты для лучшей организации рабочего времени, органайзеры библиотекаря
  • Оптимизация работы библиотекаря и учителя в сети
  • Создание презентаций в Prezi.com
  • Сервисы для эффективного планирования работы библиотеки
  • "23 дела библиотекаря с мобильным устройством"
  • Сервисы для создания личной библиотеки современного школьника


Некоторые мнения участников анкетирования:
“Училась ТАК впервые, с удовольствием бы поработала над всеми темами, но - постепенно, чтобы отработать все самостоятельно на практике”
“Темы, предложенные на Конференции актуальны и интересны, а в следующий раз можно принять участие в других мастер-классах. В 2012 году принимала участие в мастер-классе "Электронный читательский дневник школьника", в этом - с коллегами участвовала в другом. Это так здорово, что Вы есть. Так приятно было учиться делать то, что я никогда не умела делать. Все темы очень интересны, но может быть не хватает "общего" - в виде красивой интерактивной доски, на которой в раскрывающихся ячейках представлены фотографии, работы, переписка, предложения участников!”


“Я не библиотекарь, но вот СПАСИБО сказать могу за то, что разрешили участвовать в мероприятии, несмотря на то, что я учитель. Здравия и процветания!”


“Хотелось бы иметь возможность получить доступ к семинарам в которых не участвовала, т.к. много интересных тем, а времени на участие очень мало”


“Очень хотелось попасть на многие мастер-классы, но понимала, что это невозможно, т.к. оценивая свои возможности нереально проходить несколько курсов одновременно.”


“В связи с личными обстоятельствами не участвовала нигде,готова учиться снова.Всегда трудно, с налета не получается ничего,но трудности закаляют”


“На мой взгляд, некоторые темы можно было бы повторить, поскольку их выбор был ограничен, причем как объективными причинами (надо было выбрать только один мастер-класс), так и субъективными (личная нехватка времени)”.


“...работа тренеров впечатляет!”


“Занималась в "чужой" (небиблиотечной) мастерской по созданию веб-квестов, очень понравилось! Такое нужно и в библиотеках!“


“Есть мастер-классы по предложенным темам секции 2014 г., которые мне еще предстоит освоить самостоятельно. Я поздно увидела предложения по обучению, поэтому успела поучаствовать только в 3-х мастер-классах”


“Надо оставить на следующий год существующие темы (многое хотелось бы пройти). Если можно - расширить число желающих принять участие в мероприятии (на некоторые площадки просто не было свободных мест)”


“Просьба и пожелание давать материал, расчитанный на новичков используемых программ, т.к. программы интересные, а люди их видят впервые, соответственно требуется большее количество времени на выполнение заданий, а затем просто теряется интерес”


“Были предложены актуальные темы. Уверена, что они не потеряют своей актуальности и в следующем году.”


“Мне кажется, что и в этом году настолько охвачены все направления библиотечной практики, только изучай и применяй.”


“Хотелось бы еще раз проглядеть записи занятий.Медленно. В удобное время. Не на работе)))”


“На конференции было множество мастерских, поучаствовать в которых будет интересно и в следующем году... Очень жаль, что можно было принять участие только в одном мастер-классе, хотелось бы в следующий раз иметь возможность познакомиться с несколькими.”

“Надо в следующем году повторить еще раз для тех, кто не успел. Практика показывает, что можно освоить все самому, но намного больше усилий требуется без обратной связи, да, и время выбрать трудно

Мы обязательно учтем предложения участников секции и нашего анкетирования! 
Спасибо всем!
До новых встреч!

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...