воскресенье, июня 24, 2012

Надо стать значимыми, а не казаться такими

Давно не заходила в свой блог. Почти забросила его из-за моря событий, поездок, грустных размышлений (по поводу и без оного, скорее всего :-)

Но вот сегодняшний комментарий Елены Линдеман, автора чудесного блога Библиотекарша, которую с удовольствием читаю в FaceBook, заставил меня сегодня вернуться на странички своего блога  с тем, чтобы поделиться ее высказыванием по поводу важной проблемы - какими быть библиотекарям и библиотекам

Елена Линдеман17 мая г. 8:18
... Я никого не хочу обижать, но слишком часть вижу как библиотеки прикладывают огромные усилия, чтобы доказать сообществу своей профессии что они активны и значимы. При этом не являются таковыми для общества в широком смысле. Это называется давайте выживать вместе, ради самих себя. Я против закрытия библиотек, но не против того чтобы они подстраивались под новый мир в котором существуют. Мне хочется чтобы библиотеки стали необходимым элементом общества а не его насмешкой. Ведь вспомните где и при каких обстоятельствах поминают нас в худ.фильмах и сериалах... в основном это роли замшелых бронтозавров. И вместо того чтобы обратить на это внимание и понять что от нас ждут другого, мы пытаемся переделать общество под себя. 

Надо стать значимыми, а не казаться такими . С моей точки зрения это основное что сейчас нам нужно. А еще нужен профессионализм настоящий а не придуманный. И любовь к людям. Любым - калекам, бездомным, беженцам. Надо помнить что они тоже люди. И работать нужно для людей, а не для отчетов. Вот тогда возможно что то поменяется сначала в нас самих, а потом и в отношении к нам всего общества.
Еще раз простите, если кого то обидела... но лечение от болезни не всегда бывает приятным и сладким... 

суббота, июня 23, 2012

С чем борется Добро? - Мой вариант инфографики

Когда мы понимаем, что перед нами сказка, а не рассказ? - Когда в прочитанной истории есть   попытка различить добро и зло, когда во всех ситуациях побеждает добро - вы читаете сказку!

Вот и я, работая в Мастерской Инфографика для начинающих, сделала свою инфографику "С кем или чем борется Добро в сказках?" Связывала работу в мастерской ВикиСибириаДы с работой в другой Мастерской  - Сократические беседы, где училась задавать интересные вопросы. Без них трудно придумываются интересные темы для ребячьих читательских исследований, результаты по которым могут так интересно представляться в инфографике!


среда, июня 20, 2012

Как научиться задавать важные вопросы

Насколько современный взрослый человек - педагог или библиотекарь способен вступать с современным ребенком в равноправный диалог? Можем ли мы в библиотечной работе не диктовать детям знания как истину в последней инстанции, а вместе с ними искать ответы на сложные жизненные вопросы

В Мастерской Екатерины Яковлевой "Сократические беседы" в ВикиСибириаДе библиотекари учатся понимать, что важнее для развития ума читателя - вопрос или утверждение? как переделать императив в вопрос? как  из простых утверждений составить интересные для читателей-школьного возраста вопросы? когда закрытый вопрос становится открытым, а когда простой вопрос - проблемным? как проводить такие беседы при обсуждении прочитанных книг, которые явятся подготовкой детей и подростков к решению реальных жизненных проблем?..

Поскольку такая сократическая беседа строится на интересных детям и подросткам-читателям вопросах, ответы на которые дети с удовольствием будут искать в книгах, они могут лечь в основу библиотечного проекта,  и, соответственно, детского читательского исследования.


Попытайтесь ответить  на одно из заданий этой Мастерской на отличие открытых от закрытых вопросов:

Для чего Дж. Свифт отправляет своего героя сначала в страну лилипутов, а потом в страну великанов?

В каких сказках злая мачеха пытается погубить падчерицу?

Почему в сказках все мачехи злые?


Кстати, Сократ   - афинский гражданин проводил свое время в диспутах по этическим вопросам. Приобретение знаний имело для него самое важное значение, так как он считал, что именно знание способно сделать всех людей добродетельными.  


Может быть, ради того, чтобы мы все вместе с нашими читателями стали немного лучше (читай - "добродетельнее"), нам стоит научиться вести с ними равноправные диалоги, научиться задавать интересные вопросы, чтобы получать на них от подрастающего поколения интересные, найденные в книгах, ответы?!

вторник, июня 19, 2012

Знаете ли вы, что такое инфографика?

"Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и приведет её в читабельной и полезной форме..." (Мартин Оберхаузер)



Знаете ли вы, что такое инфографика?! - В интернете – это новый способ делиться знаниями и результатами исследований. 

Мастерская Наташи Кубрак в ВикиСибириаде под названием "Инфографика для начинающих" поможет библиотекарю, работающему с детьми, выбрать соответствующие инструменты для создания собственной инфографики, а также научиться создавать такие инфографики, которые вызовут эмоции и передадут суть через визуальный образ, тем самым привлекут внимание читателя к нужному объекту, к важной проблеме и т.д. Библиотекрь сможет научить этому своих подростков-читателей, которые творчески представят результаты своего собственного читательского исследования в библиотечных проектах!  

Примеры вопросов для читательских исследований:
Пример 1. За какие качества характера и поведения Карлсона любят дети?
Пример 2. Почему царевичу так трудно победить Кощея Бессмертного?

Примеры представления результатов:

Во времена турбулентности опасность - в действиях со вчерашней логикой

Всегда помнила, что когда над чем-то размышляешь, информация начинает "притягиваться"... Вчера только разместила поcт про 10 взаимовлияющих направлений, в которые может быть интегрировано  mLearning, как сегодня в ленте Гугл+ увидела ссылку Марины Курвитс на замечательную презентацию Елены Тихомировой.  


Спасибо всем, чьи материалы помогают сформировать свое собственное представление о новых направлениях в развитии технологий и образования!
"Самая большая опасность во времена турбулентности - это не  турбулентность. Опасность в действиях со вчерашней логикой" (Питер Друкер)


10 основных направлений mLearning






Нет, не просто так мы уже второй год на секции "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН "играем" в мобильные технологии, пытаясь разобраться, как удобнее и разнообразнее использовать их применительно обучению и библиотечному делу. Да еще и для библиотекарей в ВикиСибириаДе проводим специальные мобильные мастер-классы - Расширяем реальность с QR-кодами Мобильные технологии и социальные сервисы в краеведческой работе! Оказывается, мы просто стараемся идти в ногу со временем - осваиваем  mLearning!

Смартфоны и планшетные компьютеры радикально изменили наше представление о том, каким образом мы получаем доступ к источникам знаний. Мобильные технологии держат нас постоянно подключенными к почти беспредельному объему исходных данных и информации. Мы наслаждаемся беспрецедентно мгновенным доступом к уникальному опыту - от неформальных уроков приготовления пищи на YouTube до онлайн-университетских курсов. Каждый день люди во всем мире находятся в поисках новых форм обучения, но до сего времени все еще традиционные школы и университетские системы  только пытаются использовать некоторые возможности для инноваций в этой области.

В концепции mLearning - "М"  означает "мобильный". Это название несет в себе отпечаток не только повсеместного использования портативных устройств, но и то, что их можно использовать для своего собственного повсеместного и повседневного "образования".  mLearning  -  исследовательский инструмент, который позволяет людям когда угодно и где угодно загружать информацию и вести свои собственные наблюдения, проводить исследования...

Чтобы не потерять контакт с радикально меняющимися потребностями своих многочисленных текущих и потенциальных обучающихся образовательная система нуждается в новых моделях обучения
Как же должны развиваться модели обучения, на которые влияют мобильные технологии? - Об этом рассказывает Фабио Серхио (перевод машинный, в некоторых случаях интерпретация автора данного поста), поделившийся 10-тью основными темами, выделенными экспертами Всемирного экономического форума, которые могут стимулировать разработку mLearning-инициатив в инновационных направлениях Вот они: 

10 направлений, в которые может быть интегрировано  mLearning


1. Непрерывное обучение
До сих пор большинство людей отводит «образование» в четкие сроки  их жизни: поступления в школу в 7 лет и посещение учреждений дополнительного образования до поступления в университет. Образование всегда ранее было ограничено сроком - начало и завершение. Эта модель, которая имеет свои корни в индустриальной эпохе, быстро становится менее актуальной и применимой к тому, каким образом и в какие именно сроки  мы хотим учиться. 
Образование становится все более перемежающимся с нашей повседневной деятельностью. На наши телефоны, планшеты и компьютеры мы загружаем связанные с нашей деятельностью или интересами обучающие материалы. 
Непрерывное обучение для поколения молодых людей сегодня абсолютно естественно, так как большинство из них буквально родились в пределах досягаемости личного устройства для связи.
2. Образовательная "чехарда"
Непрерывное обучение присуще не только развитым странам мира. Многие дети разных стран, особенно те, кто живет в нищете, или те, кто живет вдали от школ, не имеют возможности полноценно посещать  школы, так как с раннего возраста вынуждены работать для поддержания своей семьи. Но,  имея на руках недорогие компьютеры, планшеты и сотовые телефоны они могут участвовать в так называемой технологической "чехарде",  минуя устаревшие формальные школьные системы.  В свободное от работы  время на протяжении всей своей жизни они имеют  доступ к образовательному интернет-контенту, решая свои задачи с теми новыми  возможностями, которые не предоставила им учебная аудитория.
3. Старшее поколение "зажигает"
Побочным продуктом непрерывного обучения явлением является то, что бабушки и дедушки детей, растущих с сенсорным экраном в руках - люди в возрасте 60 лет сегодня тянутся в mLearning более чем когда-либо. Мотивация их понятна -  необходимость оставаться на связи со своими внуками!
Наличие таблеток и других сенсорных устройств радикально сократило предполагаемые сложности компьютеров, помогая пользователям старшего возраста более легко общаться с детьми и внуками посредством электронной почты, Facebook, Twitter и Skype.
К другим ожидаемым неиспользованным возможностям можно отнести и тем,что пенсионеры представляют собой огромный потенциал талантливых педагогов, которые могли бы решить проблемы дефицита квалифицированных преподавателей во многих регионах мира - особенно, если они учат удаленно, через mLearning.
4. Разрушение гендерных границ и снижение физической нагрузки
В некоторых частях земного шара, где, в силу вековой культурной практики молодым женщинам по-прежнему не будет разрешен доступ к формальному образованию, mLearning обещает предоставить им такую возможность.

Аналогичным образом mLearning также способствует предоставлению учебного материала людям с крайне ограниченными возможностями, которые не могут физически в состоянии добраться до учебных аудиторий на постоянной основе.

В результате, представители этих групп могут самостоятельно взять под контроль свое образование и профессиональную судьбу.
5. Возникновение новой грамотности: программное обеспечение для нового языка общения
MLearning может стать основой интереса к изучению языков программирования, программного обеспечения, которое вполне может стать новым языком общения. Это уже происходит сегодня, когда мы наблюдаем многочисленные примеры Интернет-бизнеса , направленные на обучение людей с помощью интерактивных уроков, связанных с пониманием и написанием  программного обеспечения. 
Этот сценарий особенно актуален в странах с развивающейся экономикой, где получение опыта разработки программного обеспечения может ввести новые возможности для экономического роста, или дать сообществам то, им нужно для удовлетворения местных потребностей. Например, в Кении бум доморощенных стартапов по повышению уровня грамотности программного обеспечения и местного предпринимательства поддержал решения для мобильного здравоохранения.

6. "Длинный хвост" образования (т.е. тот, который учитывает не только общие, глобальные,  но и совсем незначительные потребности людей)
MLearning решения готовы задействовать огромное количество существующих учебных материалов,  доступных посредством мобильных каналов. Это особенно верно с YouTube, Vimeo и других услуг видео-обмена, которые  уже предоставляют критическую массу советов, руководств, а также полноценные уроки, которые могут быть повторно собраны по темам и упакованы в качестве учебного материала. Недавно созданный  в Сети TED-Ed  свидетельствует о возможностях, предоставляемых разумным подходом к   перепрофилированию существующих качественных уроков.
К другим вариантам использования видео-обмена для распространения образовательных материалов, можно отнести модель, сразработанную известным Салман Кхан, выпускником Массачусетского технологического института, который  "перестроил" традиционную модель образования - студенты изучают уроки на дому, и обсуждают то, чему они научились, в школе.
Диапазон mLearning-материалов не должен быть ограничен высшими учебными заведениями. Они могут включать ценные, практические ноу-хау от "бабушек", демонстрирующих, как готовить традиционные рецепты до компаний, демонстрирующих, как установить солнечные батареи на землянках.

Сила mLearning заключается в ее способности предложить решения для многочисленных пользователей с разнообразными интересами.
7. Учителя и ученики в новой ситуации "обмена знаниями"
Те же самые портативные устройства, которые предоставляют сегодня детям и взрослым доступ к существующим образовательным решениям, также обеспечивают возможность обмена знаниями в ответ. Дети, с самого раннего возраста создают учебные материалы для своих сверстников, и даже учат взрослых, подвергая сомнению и корректировке существующие точки зрения, предоставляя примеры свежего взгляда на мир. Пример: 12-летний мальчик, объясняет, как эффективно работать с медицинской информацией, что служит в качестве примера в учебниках для медицинских сестер, врачей и родителей.
8. Учимся у предшественников: Мобильного банкинга и мобильных инициатив в области здравоохранения
Разработчики новых экосистем mLearning могут многому научиться у своих предшественников - mBanking и мобильного здравоохранения в области таких  услуг, как мобильные денежные переводы или мобильный мониторинг здоровья. Некоторые идеи, позаимствованные у mHeatlh и mFinance, в том числе, доставка коротких уроков, обратная связь между учителями и классами, могут быть синергически связаны с  mLearning

В конце концов, лучшее образование каждого человека может улучшить финансовое состояние людей в целом, и, в свою очередь, положительно повлиять на их здоровье. Эти три фактора могут быть объединены в разном порядке, не меняют конечного результата, который всегда будет лучше, чем просто сумма отдельных компонентов. 

Применяемый на микро- и макроуровнях, этот цикл имеет потенциал стать очень эффективным способом для улучшения личных, региональных и даже национальных экономик.
9. Новые возможности для традиционных учебных заведений
MLearning явление не обязательно конкурирующее с хорошо известными школами, но на самом деле дополняющее и расширяющее их текущую ситуацию. Интригующая новая модель была предложена при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, которые объявили, что они объединились, чтобы предложить бесплатные онлайн-курсы по совместной некоммерческой деятельности EDX. Оба университета будут наблюдать, как студенты реагируют на онлайн-курсы, чтобы лучше понять суть и перспективы дистанционного обучения.

После нескольких упущенных возможностей в начале 2000-х годов,  университеты  обращаются к mLearning как средству поиска новых перспективных студентов и возможности проведения исследований того, как люди учатся. Традиционные институты также могли бы помочь скорости внедрения и масштабности развития mLearning-решений, используя свои огромные и налаженные контакты между  студентами, преподавателями и выпускниками. Бизнес-потенциал также имеет место, т.к. опубликованный в феврале (2012г.)  глобальный прогноз  аналитиков назвал рынок интернет и других электронных дистанционных курсов обучения способным достичь 107 миллиардов долларов к 2015 году.
10. mLearning-революция - оцифровка контента
Ключевым направлением для успешного развития mLearning-революции явится  оцифровка современных образовательных систем и контента.

Реальное обращение к ним позволит людям выбирать свой собственный путь, использовать свои таланты, развивать свои пристрастия и призвания. 
mLearning имеет большой потенциал для бизнеса, но наиболее интересным и полезным аспектом этих решений является то, что студенты любого возраста и национальности смогут иметь возможность стремиться к знаниям и получать их, что является значимым, актуальным и реально достижимым для каждого человека  в его жизни.

четверг, июня 07, 2012

В интернете нужно учиться вовлекать детей в совместную деятельность


"То, что необходимо сделать – это дать людям доступ к контенту в открытой и удобной форме. При этом, самое главное, что должно быть предусмотрено, – это технология работы с детьми и подростками. Поэтому, помимо того, что есть какой-то контент, нужно развивать технологии обучения работы с этим контентом через деятельностную педагогику, вовлечение детей в совместную деятельность, арт-терапию. "

Мои скромные размышления на близкую тему  "Как библиотекари восстанавливают постепенно утраченное было доверие своих читателей-подростков" вошли в представленный видеоролик (моя вторая попытка самостоятельно создать видео). Все удивляюсь сама себе - ведь так все просто с технической точки зрения, а вот с содержательной - задалась вопросом: "Как уйти от "говорящей" головы?! - есть над чем работать! :-)

среда, июня 06, 2012

К дню рождения Александра Пушкина




Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой



Стихи - Леонид Филатов.
Автор музыки и исполнитель: Владимир Качан.
Рисунки Нади Рушевой.

воскресенье, июня 03, 2012

"Какой обед нам подавали, Каким вином нас угощали"



Открытие конференции-2012 Ассоциации РЕЛАРН состоялось в 24.00 в ночь с 27  на 28 мая. Участники собрались на Солнечной палубе, которая была уставлена яствами -  разнообразными фруктами и игристым шампанским.  Люди были рады встрече друг с другом, знакомились с "новенькими" участниками, говорили много теплых и добрых слов друг-другу...
Ну а мне (уж так совпало!) подарили замечательные розы (неувядшие до завершения поездки, вернее, до сегодняшнего дня)  и тепло моих коллег, которые разместили в Сети проникновенные слова поздравления в "облаке слов" и презентации...
Ястребцевой к юбилею 2012


О конференции позже расскажу подробнее на сайте Школьного сектора Ассоциации РЕЛАРН 

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails