К основному контенту

Обучение все время требует "поднастройки" под актуальность

Решила опубликовать видеоролик "по следам" летнего RuCampa, который (спасибо Марии Смирновой) увидела в ленте новостей FriendFeeda. То, о чем говорится в этом диалоге, на мой взгляд, характеризует наиболее важные аспекты осмысления обществом кардинальных перемен в образовании, обучении, самообучении. Это размышления о разнице между "образованием" и "обучением", о наблюдающейся демократизации обучения от того представления о нем, что существует в течение последних 100 лет, о "технологической тирании" (или тирании специалистов, которые узурпировали :-) "истину", как и чему человеку обучаться, и тщательно оберегают свой "домен знаний"), о "неучастии" конкретного человека в этом процессe, о потере человеком контроля над своим знанием, над своим обучением и обучением своих детей...

Интернет будет менять все в сфере управления и изменения знаниями. ВНИМАНИЕ, БИБЛИОТЕКАРИ ШКОЛ! - Домашняя обучающая работа становится центром!
Интернет - это участок, где осуществляется взаимодействие между учителем и учеником. Семья в Интернете - совместно обучающийся коллектив...

Синоним ли "образованию" "обучение"?! Обучение все время требует "поднастройки" под актуальность.

Пока люди мыслят о своем "образовании" как об "обучении": "Пусть придет тот, кто расскажет о том, как нам жить", весь процесс того, что происходит - травмирующий, т.к. "изменись или умри!"... Мы вынуждены все время обучаться потому что происходит быстрая смена форматов, что ярко видно на смене технических устройств - граммофон, патефон, магнитофон, смартфон, i-Pad, пр. И либо мы с ними соотносимся, либо оказываемся исключены из достаточно серьезной коллективности...

Образованность человека позволяет ему быть компетентным, знать ему, как делать. Тот же, кто оказывается в плену системы знаний, которые ему транслировались через "обучение", оказывается "зажат", не способным жить в этом быстро текущем (меняющемся) времени, начинает хронически от него отставать. "Чтобы стоять на месте надо бежать, чтобы бежать, надо бежать еще быстрее"
Мы все больше отстаем от технологий. Они развиваются быстрее, чем мы их успеваем "схватить".

Зафиксированы несколько возрастающих разрывов: 1) между тем, что может сделать наука или пониманием того, как сконструировать технологию, и реальными технологиями, 2) тем, что общество может освоить (всего 20%), и тем, что выдается в виде технологий


Полная версия диалога

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...