К основному контенту

Книга, книга, я взгляну на тебя по-новому!

Как в библиотечной работе научить школьника любить книгу и внимательно вглядываться в каждую ее строчку? Как научить внимательному чтению и пониманию прочитанного? - В основном в библиотеке проводятся Книжкины праздники, организуются встречи с писателями и поэтами, обсуждаются книги. В последние годы педагоги и библиотекари школ используют в реализации этой важной задачи литературные проекты... Это и проекты, как отражение прочтения литературных произведений и как самостоятельные исследования литературных произведений школьниками... - Одним словом, мечты библиотекаря, воплощенные в жизнь!

Пример подобный литературных проектов с использованием социальных сервисов Веб 2.0, которые могут быть повторяемы, что лишний раз подчеркивает их ценность для реализации в собственной библиотеке!

Вот например, творческий проект учащихся Андреевой Аси и Киселевой Ники из 9Б класса, гимназия №622 Выборгского района Санкт-Петербурга (2008-2009 уч.год) Google-карта "Путешествие Евгения Онегина", где не только отмечены пункты самого путешествия, но и приводятся цитаты из романа, иллюстрируемые репродукциями картин художников того времени.


А вот еще Google-карта проектов-литературных путешествий, созданная командами школьников из нескольких городов в рамках сетевого проекта, инициированного "Школьным сектором" Ассоциации РЕЛАРН "Путешествие с литературными героями", на которой Объединились маршруты известных литературных персонажей разных художественных произведений.


Просмотреть Литературная карта на карте большего размера

Давным-давно (еще в XX веке!) проводили литературный сетевой проект со школьниками "Евгений Онегин приехал в ХХ веке в твой город... Что он увидел?"
Школьники разных городов описали это путешествие, используя онегинскую строфу!
Вот, что написали в виде Дневника Ивана Пермякова о Путешествии Евгения Онегина ребята из Перми (и это только на первом этапе!):
Здравствуйте, милостивый государь Иванъ Петровичъ!
С глубочайшим почтением к Вам юный отрок Евгений Пермяков.
Премного благодарен за оказанную честь, коей удостоили Вы мое первое послание, поместив его в Вашу "копилку".
Весьма и весьма тронут такой высокой оценкой моего скромного труда.
Смею заметить, переписка наша есть блаженство не только Вашего сердца, но и в моей душе она затрагивает и побуждает звучать струны доселе мне неведомые, наполняя меня сладкими звуками. И как же опять не вспомнить бессмертные строки гениального друга Вашего господина Александра Пушкина:

"Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв -
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв..."

Отрадно юной моей душе, что взявшись хлопотать об участии в проекции Вашей, имею я счастие испытать сие вдохновение. Однако, истинной же причиной моего сегодняшнего послания послужило следующее обстоятельство. На днях одна особа, знакомая моей маменьки, будучи у нас в гостях, поведала, что делая уборку одного их нумеров (она служит горничной в гостинице "Урал"), обнаружила в верхнем ящике стола несколько исписанных листов. Первым ее желанием было вернуть их постояльцу, но узнала она, что тот утром выехал. Еще раз взглянув на листы, поняла она, что исписаны они стихотворными строками и решила пойти к подруге своей, коей сын, обучаясь в гимназии, увлекается словесностью. Как Вы поняли, милостивый государь, речь шла о моей маменьке и обо мне.
Таким образом, оказались у меня несколько страниц "Дневника Евгения Онегина", особы, известной Вам и многим другим почитателям таланта друга Вашего, сочинителя Александра Пушкина.
Считаю своим долгом познакомить с этими записями Вас.

Хоть пермяком я не родился,
Но, право, от души клянусь,
В Урал и в город сей влюбился
И знал, что я туда вернусь.

Оказывается, еще в XIX веке по приглашению дочери губернатора Модераха - Софьи Карловны - Онегин посетил наш город: был и Бал в честь приезда столичного гостя, и с Оперным театром он познакомился, и даже побывал на Демидовских заводах и в мастерских уральских камнерезов...
Ну а уж о пермских ресторациях, да о прогулках на пароходе по Каме и говорить не приходится.

К Перми влеченье - род недуга
Я ощущаю. Точно друга
Я встретил, выйдя на перрон,
Покинув наконец вагон.

Да - а, меняются времена, милостивый государь Иванъ Петровичъ! Если в Веке XIX Евгений на перекладных неделю до Перми добирался, то нынче на это ушло у него лишь двое суток на фирменном поезде "Кама".
Тешу себя надеждой, что когда-нибудь и Вы, премного почитаемый наставник мой, посетите наш город.

Беру такси. Проспекты, сад,
Собора купол золотой,
Вот галереи шпиль прямой,
Кафе, речной вокзал, театр...
Куда же нынче еду я?
Что мне сулит судьба моя?..

Вот такие строки, написанные небрежным легким почерком Онегина, прочел я на первой страничке его дневника.
Почту за честь в дальнейших посланиях познакомить Вас и со следующими записями.
А за сим до свидания, милостивый государь Иванъ Петровичъ.
С почтением, любитель российской словесности Евгений Пермяков

Подумалось - а если бы такое путешествие они описывали в XXI веке?! Обязательно бы разместили свои работы на Google-картах, дополнив рисунками путешествий и фотографиями современных городов!

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...