К основному контенту

Кто придет в библиотечное интернет-кафе


Библиотечное сетевое сообщество взволновало сообщение, опубликованное Службой новостей «URA.Ru" о том, что мэр города Челябинска высказал пожелание на базе школьных библиотек создать бесплатные интернет-кафе для школьников, не имеющих компьютеры и Интернет дома. Предполагается, что именно такие дети будут работать здесь в школе. Практика создания таких интернет-кафе показывает, что работают здесь дети и имеющие доступ к Интернет дома, и неимеющие его. Причина? - Привлекательность для подростков общения в процессе компьютерных игр, чатов, поиска информации... Поэтому рассчитывать на то, что пользоваться бесплатным интернетом будет только часть детей - наивно. Рассчитывать надо на посещение библиотечного интернет-кафе всеми желающими (школьниками этой конкретной школы, имеющими или нет компьютеры дома и Интернет), их родителями и учителями!).

В нашем обществе сложилось толкование термина "интернет-кафе" как места, где школьники могут за некие небольшие деньги работать в Интернете. Тем ребятишкам, которые не имеют возможности дома работать в Интернете, вероятно, школа могла бы предоставить такую возможность в отдельном классе , оснащенном компьютерами и доступом к Интернет. Вероятно, такой класс предполагает и наличие обслуживающего персонала, и у меня такое впечатление, что деньги на такую ставку найдутся.

Скорее всего, такой класс- "интернет-кафе" был бы уместен при школьной библиотеке, а почему, собственно, нет?! Правда, я бы ввела обязательным условием предоставления возможности БЕСПЛАТНО работать здесь всем участникам педпроцесса в течение дня только после сдачи мини=экзамена на информационную грамотность и выдавала бы им такой "читательский" билет со специальной пометкой. Думаю, что игры - не для школьного библиотечного Интернет-кафе. Скорее, здесь уместны другие занятия - поиск учебных материалов и ресурсов в процессе выполнения домашних заданий, создание своих видео и размещение их в YouTube, аудиоподкастов и пр. Но и специалисты, работающие в такой библиотеке-интернет-кафе, должны быть ого-го какие знающие и ИКТ- компетентные!

Кстати, в Бурятии, в одной гимназии в конце 90-ых создали платное интернет-кафе для школьников на непопулярный тогда заем в банке. Цель была поставлена директором в борьбе за знания детей одна - оснастить школу компьютерами. Купив компьютерный класс (и не один!) смогли вернуть все деньги банку за полгода. Правда, к библиотеке это отношение не имело. Подчеркну - речь в истории бурятской школы идет об услугах, предоставляемых интернет-кафе школьникам платных (немного, но платили за час работы).

При создании библиотечного интернет-кафе в школе БЕСПЛАТНЫЙ доступ к Интернет в такой ситуации свободной работы с ресурсами в "интернет-кафе" смогут позволить себе немногие. Это надо учесть непременно. И ввести совсем мизерную, но ввести оплату за работу в этом интернет-кафе. Много уходит трафика, много уходит на поддержание в рабочем состоянии компьютеров, много на....

На мой взгляд, если речь идет о библиотечных интернет-кафе, то необходимостью становится следующее:
* разрешающее письмо от родителей работать его ребенку в Интернете в интернет-кафе при библиотеке,
* небольшой ликбез по информационной грамотности с выдачей "читательского" билета, который в дальнейшем будет давать скидку при посещении,
* небольшая почасовая оплата,
* отсутствие игр (или неразрешение играть без руководителя, напр., какого-то проекта, предполагающего включение игры)в пользу - выполнения домашних заданий и учебных исследований в рамках , напр., проектов?
* обязательное размещение в этой компьютерной зоне библиотечного интернет-кафе книжных стеллажей, так же как в компьютерной сети - электронного каталога школьной коллекции книг и других ресурсов для обучения.
URA.Ru
Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

В бесплатные интернет-кафе превратятся все школьные библиотеки Челябинска, наряду с которыми доступ во всемирную сеть будет организован и в специальных компьютерных классах.

Читать целиком

Комментарии

  1. Если Интернет-кафе интегрируется с библиотекой, да еще и "притянет" определенный доход - почему нет? И такой долгожданный некоторыми библиотеками Интернет в них "придет"! (не везде еще рабочее место библиотекарей имеет выход в сеть) :) Тем более, что компьютерные классы в свободный доступ в школе не "сдаются", слишком велика нагрузка учебная на них... Пока туманна причастность библиотекаря к работе такого Интернет-кафе, ИМХО. Посмотрим... :)

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, курс на повышение квалификации и переподготовку школьных библиотекарей, как первооснову, актуализируется еще больше :)...

    ОтветитьУдалить
  3. Последние годы (лет 10ть) в различных регионах в школах, когда в школах появились не один компьютерный класс, а несколько, стали создаваться разные типы своеобразных центров/ лабораторий для работы школьников во внеурочное время с компьютером и Интернетом. Поскольку это вменено было в очередной раз в обязанность учителя информатики (дай Бог ему сил!), который ориентирован на уроки и кружковую работу (как и любой другой учитель-предметник), а не на предоставление услуг (на что ориентирован в первую очередь библиотекарь школы), эта затея вылилась в существенные затраты на интернет (по данным из управлений образования разных регионов, полученных от местных провайдеров - ходили куда угодно, но не на учебные или образовательные ресурсы), создание игровых клубов или просто дополнительные занятия по предмету информатики. Целенаправленной деятельности школы по развитию информационной грамотности учителей и учащихся снова не произошло... А библиотечное "интернет-кафе" - сможет в силу присутствия штатной единицы ИКТ-продвинутого специалиста вместе с библиотекарей, также ИКТ-продвинутым, охватить и обучение (учителей), и консультирование всех участников педпроцесса в части формирования и развития информационной культуры и грамотности

    ОтветитьУдалить
  4. А какие кофе-машины будут установлены в таких "кафе"? Кофе будет вкусный? :)

    Если серьезно, то нужно понимать, что когда дети вырастут (да, собственно, это уже сейчас так) - информацию проще найти в интернете, чем в библиотеке.
    Поэтому уместно поставить вопрос: а нужны ли в школах библиотеки.

    Помню, как в институте писал реферат по Канту. Книгу этого титана мысли домой не давали. Ходил по выходным, грыз гранит :) В общем, основную часть переписал своими словами из Введения в книгу, остальное - из того в чем разобрался.
    Через неделю мне подключили Интернет, и я вижу, что кто-то тоже написал реферат про Канта. Читаю. И чтобы вы думали, повторение было процентов на 40%.
    Вопрос: какой смысл было месяц тратить все выходные на сидение в библиотеке и переписывание. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Андрей, спасибо за Ваше мнение. Мысль о том, что при наличии Интернета и его возможностей, становится абсолютно не нужным БИБЛИОТЕКАРЬ и/или ПЕДАГОГ не нова. Не об этом сейчас хочу сказать. Но, Вы абсолютно правы в одном - в том виде, в котором сегодня библиотека в школах существует - она никому уже становится не нужной... Цитирую далее в подтверждение мысли, что БИБЛИОТЕКА нужна, но она должна становиться другой, и библиотекарь - это уже что-то другое: "...Надо вкладывать деньги в образование библиотекарей нового типа — которые не ухаживают за информацией, а в состоянии консультировать по ней. Библиотекари — не складские работники, а — люди, обеспечивающие предоставление техпомощи, консультирующие членов коммьюнити. Библиотеки, в отличие от интернета, где уже сейчас возникает глобальная онлайн-библиотека, — места, где информация четко структурирована и идеологически выдержана; там вам будет отбирать список для чтения не Гугл — по сути, «мудрость толпы», а мудрость того, кто дает библиотекам средства.Государства. Какая выгода государству содержать эти библиотеки? - Библиотека — часть государственной инфраструктуры, цель которой — не уход за информацией и предоставление гражданам спокойного досуга, а — обеспечение госинтересов в сфере культуры ..."

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Коллеги, наблюдаю такую тенденцию... Как только речь заходит о смене носителей информации для чтения и форм (это же нормально, все развивается), сразу поднимается вопрос об "уничтожении" библиотек и библиотекарей (при чем так начинают реагировать и сами библиотекари)... Я в этом не очень обнаруживаю причинно-следственную связь. Информационные технологии (именно информационные, а не компьютерные, Интернет и т.п.) появились достаточно давно... Человек читал наскальные надписи, дошел до электронных книг и т.п. Замечательно! Мы счастливая нация - есть выбор "Что читать" и "Как читать"... От этого библиотека должна перестать быть? Наоборот!!! Может префикса "библио" не станет... Это дань времени... И за профессию "библиотекарь" не надо держаться (в хорошем смысле слова, ну появится, медиатекарь, например, и что страшного-то?) Но зачем делать перекос в сторону ненужности (кстати, это свойственно и читателям и библиотекарям в равной мере)?! Да, в том виде, в каком есть на сегодняшний день, библиотеке трудно будет "выжить" ИМХО. Есть объективное несоответствие возможностей требованиям и запросам современным... Так это устранимо :) Главное стремиться к этому и всем искать точки соприкосновения :)

    ОтветитьУдалить
  8. Поддерживаю Ольгу :) Почему считают, что книга умирает? Что случится такого серьезного и страшного, если книга из бумажной станет электронной (интересно, что думали библиотекари, когда Гуттенберг придумал печатный станок?: ааааааа!!!! мы все умрем? нам не нужны больше переписчики, иллюстраторы и т.п.? библиотеки будут ненужны!!!?) Книгу, буль она бумажныя или электронная, все равно нужно будет читать, чтобы написать тот же реферат или сделать домашнее задание.
    Андрей, если вы в Интеренете видите только возможность скачать готовый реферат, мне вас искренне жаль...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...

Тема года - Близкие люди
Девиз года - Любит тот, кто учит
Слово года - Встреча
Самое главное дело года - Защита магистрантов


Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!

Лёля Климова, актриса
Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Тепе…

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.