К основному контенту

Кто придет в библиотечное интернет-кафе


Библиотечное сетевое сообщество взволновало сообщение, опубликованное Службой новостей «URA.Ru" о том, что мэр города Челябинска высказал пожелание на базе школьных библиотек создать бесплатные интернет-кафе для школьников, не имеющих компьютеры и Интернет дома. Предполагается, что именно такие дети будут работать здесь в школе. Практика создания таких интернет-кафе показывает, что работают здесь дети и имеющие доступ к Интернет дома, и неимеющие его. Причина? - Привлекательность для подростков общения в процессе компьютерных игр, чатов, поиска информации... Поэтому рассчитывать на то, что пользоваться бесплатным интернетом будет только часть детей - наивно. Рассчитывать надо на посещение библиотечного интернет-кафе всеми желающими (школьниками этой конкретной школы, имеющими или нет компьютеры дома и Интернет), их родителями и учителями!).

В нашем обществе сложилось толкование термина "интернет-кафе" как места, где школьники могут за некие небольшие деньги работать в Интернете. Тем ребятишкам, которые не имеют возможности дома работать в Интернете, вероятно, школа могла бы предоставить такую возможность в отдельном классе , оснащенном компьютерами и доступом к Интернет. Вероятно, такой класс предполагает и наличие обслуживающего персонала, и у меня такое впечатление, что деньги на такую ставку найдутся.

Скорее всего, такой класс- "интернет-кафе" был бы уместен при школьной библиотеке, а почему, собственно, нет?! Правда, я бы ввела обязательным условием предоставления возможности БЕСПЛАТНО работать здесь всем участникам педпроцесса в течение дня только после сдачи мини=экзамена на информационную грамотность и выдавала бы им такой "читательский" билет со специальной пометкой. Думаю, что игры - не для школьного библиотечного Интернет-кафе. Скорее, здесь уместны другие занятия - поиск учебных материалов и ресурсов в процессе выполнения домашних заданий, создание своих видео и размещение их в YouTube, аудиоподкастов и пр. Но и специалисты, работающие в такой библиотеке-интернет-кафе, должны быть ого-го какие знающие и ИКТ- компетентные!

Кстати, в Бурятии, в одной гимназии в конце 90-ых создали платное интернет-кафе для школьников на непопулярный тогда заем в банке. Цель была поставлена директором в борьбе за знания детей одна - оснастить школу компьютерами. Купив компьютерный класс (и не один!) смогли вернуть все деньги банку за полгода. Правда, к библиотеке это отношение не имело. Подчеркну - речь в истории бурятской школы идет об услугах, предоставляемых интернет-кафе школьникам платных (немного, но платили за час работы).

При создании библиотечного интернет-кафе в школе БЕСПЛАТНЫЙ доступ к Интернет в такой ситуации свободной работы с ресурсами в "интернет-кафе" смогут позволить себе немногие. Это надо учесть непременно. И ввести совсем мизерную, но ввести оплату за работу в этом интернет-кафе. Много уходит трафика, много уходит на поддержание в рабочем состоянии компьютеров, много на....

На мой взгляд, если речь идет о библиотечных интернет-кафе, то необходимостью становится следующее:
* разрешающее письмо от родителей работать его ребенку в Интернете в интернет-кафе при библиотеке,
* небольшой ликбез по информационной грамотности с выдачей "читательского" билета, который в дальнейшем будет давать скидку при посещении,
* небольшая почасовая оплата,
* отсутствие игр (или неразрешение играть без руководителя, напр., какого-то проекта, предполагающего включение игры)в пользу - выполнения домашних заданий и учебных исследований в рамках , напр., проектов?
* обязательное размещение в этой компьютерной зоне библиотечного интернет-кафе книжных стеллажей, так же как в компьютерной сети - электронного каталога школьной коллекции книг и других ресурсов для обучения.
URA.Ru
Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

В бесплатные интернет-кафе превратятся все школьные библиотеки Челябинска, наряду с которыми доступ во всемирную сеть будет организован и в специальных компьютерных классах.

Читать целиком

Комментарии

  1. Если Интернет-кафе интегрируется с библиотекой, да еще и "притянет" определенный доход - почему нет? И такой долгожданный некоторыми библиотеками Интернет в них "придет"! (не везде еще рабочее место библиотекарей имеет выход в сеть) :) Тем более, что компьютерные классы в свободный доступ в школе не "сдаются", слишком велика нагрузка учебная на них... Пока туманна причастность библиотекаря к работе такого Интернет-кафе, ИМХО. Посмотрим... :)

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, курс на повышение квалификации и переподготовку школьных библиотекарей, как первооснову, актуализируется еще больше :)...

    ОтветитьУдалить
  3. Последние годы (лет 10ть) в различных регионах в школах, когда в школах появились не один компьютерный класс, а несколько, стали создаваться разные типы своеобразных центров/ лабораторий для работы школьников во внеурочное время с компьютером и Интернетом. Поскольку это вменено было в очередной раз в обязанность учителя информатики (дай Бог ему сил!), который ориентирован на уроки и кружковую работу (как и любой другой учитель-предметник), а не на предоставление услуг (на что ориентирован в первую очередь библиотекарь школы), эта затея вылилась в существенные затраты на интернет (по данным из управлений образования разных регионов, полученных от местных провайдеров - ходили куда угодно, но не на учебные или образовательные ресурсы), создание игровых клубов или просто дополнительные занятия по предмету информатики. Целенаправленной деятельности школы по развитию информационной грамотности учителей и учащихся снова не произошло... А библиотечное "интернет-кафе" - сможет в силу присутствия штатной единицы ИКТ-продвинутого специалиста вместе с библиотекарей, также ИКТ-продвинутым, охватить и обучение (учителей), и консультирование всех участников педпроцесса в части формирования и развития информационной культуры и грамотности

    ОтветитьУдалить
  4. А какие кофе-машины будут установлены в таких "кафе"? Кофе будет вкусный? :)

    Если серьезно, то нужно понимать, что когда дети вырастут (да, собственно, это уже сейчас так) - информацию проще найти в интернете, чем в библиотеке.
    Поэтому уместно поставить вопрос: а нужны ли в школах библиотеки.

    Помню, как в институте писал реферат по Канту. Книгу этого титана мысли домой не давали. Ходил по выходным, грыз гранит :) В общем, основную часть переписал своими словами из Введения в книгу, остальное - из того в чем разобрался.
    Через неделю мне подключили Интернет, и я вижу, что кто-то тоже написал реферат про Канта. Читаю. И чтобы вы думали, повторение было процентов на 40%.
    Вопрос: какой смысл было месяц тратить все выходные на сидение в библиотеке и переписывание. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Андрей, спасибо за Ваше мнение. Мысль о том, что при наличии Интернета и его возможностей, становится абсолютно не нужным БИБЛИОТЕКАРЬ и/или ПЕДАГОГ не нова. Не об этом сейчас хочу сказать. Но, Вы абсолютно правы в одном - в том виде, в котором сегодня библиотека в школах существует - она никому уже становится не нужной... Цитирую далее в подтверждение мысли, что БИБЛИОТЕКА нужна, но она должна становиться другой, и библиотекарь - это уже что-то другое: "...Надо вкладывать деньги в образование библиотекарей нового типа — которые не ухаживают за информацией, а в состоянии консультировать по ней. Библиотекари — не складские работники, а — люди, обеспечивающие предоставление техпомощи, консультирующие членов коммьюнити. Библиотеки, в отличие от интернета, где уже сейчас возникает глобальная онлайн-библиотека, — места, где информация четко структурирована и идеологически выдержана; там вам будет отбирать список для чтения не Гугл — по сути, «мудрость толпы», а мудрость того, кто дает библиотекам средства.Государства. Какая выгода государству содержать эти библиотеки? - Библиотека — часть государственной инфраструктуры, цель которой — не уход за информацией и предоставление гражданам спокойного досуга, а — обеспечение госинтересов в сфере культуры ..."

    ОтветитьУдалить
  6. Коллеги, наблюдаю такую тенденцию... Как только речь заходит о смене носителей информации для чтения и форм (это же нормально, все развивается), сразу поднимается вопрос об "уничтожении" библиотек и библиотекарей (при чем так начинают реагировать и сами библиотекари)... Я в этом не очень обнаруживаю причинно-следственную связь. Информационные технологии (именно информационные, а не компьютерные, Интернет и т.п.) появились достаточно давно... Человек читал наскальные надписи, дошел до электронных книг и т.п. Замечательно! Мы счастливая нация - есть выбор "Что читать" и "Как читать"... От этого библиотека должна перестать быть? Наоборот!!! Может префикса "библио" не станет... Это дань времени... И за профессию "библиотекарь" не надо держаться (в хорошем смысле слова, ну появится, медиатекарь, например, и что страшного-то?) Но зачем делать перекос в сторону ненужности (кстати, это свойственно и читателям и библиотекарям в равной мере)?! Да, в том виде, в каком есть на сегодняшний день, библиотеке трудно будет "выжить" ИМХО. Есть объективное несоответствие возможностей требованиям и запросам современным... Так это устранимо :) Главное стремиться к этому и всем искать точки соприкосновения :)

    ОтветитьУдалить
  7. Поддерживаю Ольгу :) Почему считают, что книга умирает? Что случится такого серьезного и страшного, если книга из бумажной станет электронной (интересно, что думали библиотекари, когда Гуттенберг придумал печатный станок?: ааааааа!!!! мы все умрем? нам не нужны больше переписчики, иллюстраторы и т.п.? библиотеки будут ненужны!!!?) Книгу, буль она бумажныя или электронная, все равно нужно будет читать, чтобы написать тот же реферат или сделать домашнее задание.
    Андрей, если вы в Интеренете видите только возможность скачать готовый реферат, мне вас искренне жаль...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.