К основному контенту

О тенденциях развития школьных библиотек...


Прежде чем представить размышления о развитии школьного библиотечного дела, хотелось бы понять, почему специалисты-библиотековеды, как мне представляется, "закрывают глаза" на теснейшую взаимосвязь с развитием самой школы и образовательного процесса в целом?! - Ведь для современной школы сегодня приоритетом стало личностно-ориентированное обучение. Такое обучение сильно влияет на изменения в самом учебном процессе, где важной составляющей становится самостоятельность школьников в поиске и изучении учебной информации. Школьная библиотека не может не реагировать на это изменение - она должна предоставить школьникам возможность работать за компьютерами, в том числе, с Интранет(локальная сеть школы)/Интернет-ресурсами...

Прочла книгу, подготовленную Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино и изданную в 2009 году Русской школьной библиотечной ассоциацией. Называется она "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития". Ни в одной стране не ставится под сомнение тот факт, что школьная библиотека - важная составляющая в системе обучения и образования, где стимулируется интерес к чтению, закладываются и формируются навыки читательской и информационной грамотности, необходимые в современном обществе, способность к самостоятельному обучению, умение работать с документами на различных носителях.

В нашей сегодняшней отечественной полной неразберихе со школьным библиотечным делом, когда в министерских планах - введение новой ставки библиотекаря-педагога информационной культуры (что для многих библиотечных работников - является шоком, т.к. придется становится ИКТ-компетентным профессионалом!), но при этом в территориях сокращают ставки заведующих школьными библиотеками, и того и гляди библиотека станет исключительно помещением для хранения и выдачи учебников школьникам (а это может делать человек и без специального образования!), полезно внимательнее вглядеться в опыт лучших зарубежных библиотек, чтобы понять, а в каком же направлении двигаться нашим отечественным библиотекам...

Кто он - библиотекарь школ сегодня?
Чего ожидают директора и учителя от школьной библиотеки?
Что могут дать библиотекари образовательного учреждения школьникам?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, сделав совсем уж краткую выжимку из прочитанного.

Для библиотекаря школ развитых стран сегодня путь один - развитие профессионализма через скорейшее освоение интернет-технологий и социальных сервисов Веб 2.0 в библиотечной деятельности. Иначе - на твое место библиотекаря с высшим (средним) библиотечно-библиографическим образованием придут другие специалисты, специалисты, прежде всего, в области информатики.

На примере Австралии, как наиболее продвинутой страны в развитии библиотечного дела на сегодня, рассмотрим, каковы тенденции развития библиотек образовательных учреждений.

В австралийских "Стандартах профессиональных требований к библиотекарям-педагогам" недвусмысленно прописано, что библиотекари помимо библиотечного образования должны иметь педагогическое. "Двойная квалификация имеет особое значение, т.к. знание школьной программы и педагогики должно сочетаться с навыками библиотечной работы и управления информацией"

Чем же занимается библиотекарь-педагог школ в этой стране (Австралии), и какое участие в учебном процессе и жизни школы ожидают от него директора и учителя:
* выявляет потребности учащихся, контролирует использование ими школьного [библиотечного] компьютера, оказывает помощь в подготовке домашних заданий и работе в Интранет(локальной сети школы) и Интернет;
* сотрудничает с учителями в вопросах планирования и реализации программ по обучению информационной грамотности и воспитанию любви к чтению, играя в этом процессе ведущую роль в школе (а в реализации программ принимает участие ВЕСЬ школьный коллектив);
* комплектует фонд библиотеки в соответствии со школьной программмой и потребностями всего школьного коллектива, поддерживая его деятельность посредством внедрения эффективных библиотечных и информационных программ, способных внести существенный вклад в образование;
* создает и развивает "виртуальную библиотеку" в локальной сети школы (тот самый Интранет), куда могут войти школьники и учителя не только из классов, но и из дома;
* применяет современные технологии в подддержку учебно-методической деятельности учителей, помогает им в освоении программного обеспечения, использования Интранет/Интернет, поиске необходимых данных;
* способствует созданию благоприятной атмосферы [для самостоятельных учебных исследований, в том числе] в библиотеке,
* участвует в мероприятиях, проводимых школой и местным сообществом.

Что же может дать современный школьный библиотекарь участникам педагогического процесса? - Обязательное использование библиотекарями ИКТ в своей повседневной деятельности требует постоянного совершенствования знаний, умений и практических навыков:
* в организации информационного доступа и обработки информации,
* изучении технических новинок,
* оказании консультации и помощи школьникам и учителям при работе на компьютерах,
* разработке новых обучающих и образовательных программ с использованием возможностей Интранет (локальная сеть школы)/Интернет,
* налаживании сотрудничества с учителями, администрацией, техническим персоналом школы.

Проведенные в последние годы в Австралии исследования влияния деятельности школьной библиотеки на качество знаний и высокие показатели успеваемости учеников, независимо от социально-экономического и образовательного уровня их родителей, показали прямую взаимосвязь с наличием в библиотеке школы:
* специалиста на полной ставке,
* надежной локальной сети, соединяющей учебные классы с библиотекой.


А что же у нас? - Наш библиотекарь, как правило (есть исключения) - это человек, оторванный практически от учебного процесса, чаще всего работающий на полставки, живущий вне сотрудничества с администрацией (не член педсовета школы) и учителями-предметниками (нет общей программы работы по развитию читательской и информационной грамотности школьников на учебный год), вне технологий (практически нигде компьютер библиотеки не подключен к локальной сети школы, даже если она там вообще есть! Почти у всех библиотекарей низкий уровень ИКТ-компетентности и чудовищная замотанность с учебниками. Наличие в библиотеке одного компьютера для целей ведения электронного каталога дела не решает, т.к. фонд книг в школьных библиотеках уже такой ветхости и недостаточности, что уже давно не привлекает учащихся со среднего школьного возраста)...

Итак, мое мнение по вопросу о ближайшем/скорейшем/необходимейшем развитии НАШИХ школьных библиотек:
* Библиотекарь-педагог информационной культуры. Библиотекарь должен иметь педагогическое образование для того, чтобы стать библиотекарем-педагогом информационной культуры в отечественных школах. Скорее всего, для решения этого вопроса вполне можно организовать краткосрочную массовую переподготовку библиотекарей школ страны с акцентом на освоение ими информационных технологий (как это было когда-то при массовой подготовке учителей информатики). Кардинально пересмотреть программы подготовки библиотекарей в университетах культуры с учетом требований времени или ввести в педагогических - профилизацию для школьных библиотекарей. Проводить ежегодные семинары по вопросам развития библиотек не только для библиотекарей, но и для директоров школ;
* Изменения в условиях школьной библиотеки Не может уже сегодняшняя библиотека существовать в одном помещении, с одним сотрудником! Должны быть "раздвинуты" стены этого одного класса до двух-трех, объединенных с учебными кабинетами в единую локальную сеть, что позволяет развивать Интранет школы в целом и библиотеки в частности, - это уже необходимость! Здесь должны работать над домашними заданиями с информацией и с профессионалами-консультантами (библиотекарями) наши дети! Здесь - в окружении книг и любой другой информации Интранет/Интернета, на любых других носителях! Здесь должны получать профессиональные консультации и просто помощь при чтении книг, при работе с компьютером и электронными изданиями! А ГДЕ ЖЕ ЕЩЕ?!
* Нормативные документы. Скорейшая подготовка и утверждение нормативных документов, регламентирующих статус библиотекаря школы в новом его качестве. Сколько можно говорить и говорить с высоких трибун о необходимости изменений?! Нужны, наконец, результаты этой говорильни!

Комментарии

  1. Елена! Осталось только на Бога уповать, может, хоть он сдвинет наше дело с мертвой точки:)

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Николаевна, коллеги! В плане повышения квалификации школьных библиотекарей МОУ ДПО(ПК) С "Ресурсный центр" г.о. Новокуйбышевск готов к сотрудничеству!

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, думаю, что все же можно еще и на людей рассчитывать в продвижении процессов развития школьных библиотек, активных и неуспокоенных. Надо все же признать, что таковых пока не так много в нашем деле, не так ли (как не хотелось бы выдать желаемое за действительное)? Самую главную проблему вижу все же даже не в разъединенности таких людей, а в общем понимании - а что собственно менять-то надо?! :-) И программу занятий такую чудесную разработали, и в высоких кругах волну обсуждений создали... а воз и ныне там. Почему? На мой взгляд, потому, что библиотеку рассматривают в основном в отрыве от образовательного процесса (не имею в виду работу с учебниками) - а это БОЛЬШАЯ ОШИБКА, которая влечет за собой двадцатилетие топтания на месте библиотечных процессов в школах России

    ОтветитьУдалить
  4. Оля, вы там молодцы! Все бы методисты так работали, как ваш центр (не было бы у Натальи Шоповой, звездочки нашего сетевого сообщества) никаких ощущений противостояния "библиотекарь школы-методист"! Думаю, что в продвижении и проталкивании такого массового обучения школьных библиотекарей могли бы способствовать РШБА и как раз территориальные/городские методисты школьных библиотек (если таковые еще не везде упразднены!)

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Николаевна! Как Вы все грамотно и четко проанализировали! Все понятно и правильно, но нас так часто спускают с небес на землю, что уже снова не верится в то, что будут позитивные изменения в жизни школьных библиотек. Во всяком случае, в обозримом будущем. Единственное, что радует - это то, что у нас теперь появилась возможность благодаря созданной группе общаться и обмениваться информацией. Мы, конечно, пытаемся что-то сделать, но очень уж сложная сейчас ситуация.Просто руки опускаются...

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, мне кажется, что не так все плохо. Появились явные признаки сформированного активного сетевого сообщества школьных библиотекарей (и в ITN, и в Openclasse, и у нас с Вами). А это, как правило, - первая ласточка, что корректировка существующего на сегодня положения вещей и понимание всеми, от кого зависят эти перемены, в каком направлении это будет происходить, приходит.

    ОтветитьУдалить
  7. Мне кажется, вам для лоббирования своих идей надо заручиться поддержкой коллег из вузовских и публичных библиотек. Напр., провести какой-то опрос нас, исследование, где мы могли бы сказать, исходя из своего опыта:"Читатель, не прошедший через школьную библиотеку, не посещавший детскую - сразу виден, он не умеет работать с информацией, с ним надо начинать с АЗ-БУ-КИ (какая там "Война и мир"!, какие там информационные технологии!). А если он впервые переступает порог библиотеки в зрелом возрасте - ситуация почти безнадежна, он всего боится,он не может сформулировать свой запрос, он думает, что все решают деньги и возможна ситуация "пойди туда не знаю куда и принеси то не знаю что"...в общем, это кошмар.Речь уж не идет о любви к чтению, это личное дело каждого, но суметь найти нужную книгу, понять зачем какой отдел создан и суметь попросить помощи у библиотекаря - это просто нелишние навыки.
    В общем, мы все заинтересованы получить грамотного и активного читателя, настроенного на сотрудничество.
    И родителей бы еще вам привлечь на свою сторону, активные мамаши - великая сила!...

    ОтветитьУдалить
  8. Наталья, Вы идете такой широкой поступью... :-)) Нам бы сетевое сообщество школьных библиотекарей укрепить в желании сотрудничать друг с другом, с педагогами-предметниками школ и родителями школьников на благо "получения грамотного, активного читателя". Вместе, оно проще - это Вы абсолютно правильно отметили. Но столько на пути объединения (с вузовскими, с публичными) - препон (и психологических, и связанных с ИКТ_владением всеми сторонами...)! Будем стараться двигаться!

    ОтветитьУдалить
  9. Ага, я стратех...
    Нет, серьезно: уже несколько раз замечала, как вслед за вездесущими школьниками к нам в библиотеку приходят их родители - и очень удивляются : "у вас так красиво, все улыбаются и денег не просят". Такое впечатление, что детей высылают в разведку, и убедившись, что библиотекари не кусаются, начинают ходить семьями )))

    ОтветитьУдалить
  10. Наталья, Вы правы в своих наблюдениях - дети идут, вслед идут родители (это если интересно)... Школьным библиотека обязательно надо родителей привлекать!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о