вторник, января 26, 2010

О тенденциях развития школьных библиотек...


Прежде чем представить размышления о развитии школьного библиотечного дела, хотелось бы понять, почему специалисты-библиотековеды, как мне представляется, "закрывают глаза" на теснейшую взаимосвязь с развитием самой школы и образовательного процесса в целом?! - Ведь для современной школы сегодня приоритетом стало личностно-ориентированное обучение. Такое обучение сильно влияет на изменения в самом учебном процессе, где важной составляющей становится самостоятельность школьников в поиске и изучении учебной информации. Школьная библиотека не может не реагировать на это изменение - она должна предоставить школьникам возможность работать за компьютерами, в том числе, с Интранет(локальная сеть школы)/Интернет-ресурсами...

Прочла книгу, подготовленную Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино и изданную в 2009 году Русской школьной библиотечной ассоциацией. Называется она "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития". Ни в одной стране не ставится под сомнение тот факт, что школьная библиотека - важная составляющая в системе обучения и образования, где стимулируется интерес к чтению, закладываются и формируются навыки читательской и информационной грамотности, необходимые в современном обществе, способность к самостоятельному обучению, умение работать с документами на различных носителях.

В нашей сегодняшней отечественной полной неразберихе со школьным библиотечным делом, когда в министерских планах - введение новой ставки библиотекаря-педагога информационной культуры (что для многих библиотечных работников - является шоком, т.к. придется становится ИКТ-компетентным профессионалом!), но при этом в территориях сокращают ставки заведующих школьными библиотеками, и того и гляди библиотека станет исключительно помещением для хранения и выдачи учебников школьникам (а это может делать человек и без специального образования!), полезно внимательнее вглядеться в опыт лучших зарубежных библиотек, чтобы понять, а в каком же направлении двигаться нашим отечественным библиотекам...

Кто он - библиотекарь школ сегодня?
Чего ожидают директора и учителя от школьной библиотеки?
Что могут дать библиотекари образовательного учреждения школьникам?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, сделав совсем уж краткую выжимку из прочитанного.

Для библиотекаря школ развитых стран сегодня путь один - развитие профессионализма через скорейшее освоение интернет-технологий и социальных сервисов Веб 2.0 в библиотечной деятельности. Иначе - на твое место библиотекаря с высшим (средним) библиотечно-библиографическим образованием придут другие специалисты, специалисты, прежде всего, в области информатики.

На примере Австралии, как наиболее продвинутой страны в развитии библиотечного дела на сегодня, рассмотрим, каковы тенденции развития библиотек образовательных учреждений.

В австралийских "Стандартах профессиональных требований к библиотекарям-педагогам" недвусмысленно прописано, что библиотекари помимо библиотечного образования должны иметь педагогическое. "Двойная квалификация имеет особое значение, т.к. знание школьной программы и педагогики должно сочетаться с навыками библиотечной работы и управления информацией"

Чем же занимается библиотекарь-педагог школ в этой стране (Австралии), и какое участие в учебном процессе и жизни школы ожидают от него директора и учителя:
* выявляет потребности учащихся, контролирует использование ими школьного [библиотечного] компьютера, оказывает помощь в подготовке домашних заданий и работе в Интранет(локальной сети школы) и Интернет;
* сотрудничает с учителями в вопросах планирования и реализации программ по обучению информационной грамотности и воспитанию любви к чтению, играя в этом процессе ведущую роль в школе (а в реализации программ принимает участие ВЕСЬ школьный коллектив);
* комплектует фонд библиотеки в соответствии со школьной программмой и потребностями всего школьного коллектива, поддерживая его деятельность посредством внедрения эффективных библиотечных и информационных программ, способных внести существенный вклад в образование;
* создает и развивает "виртуальную библиотеку" в локальной сети школы (тот самый Интранет), куда могут войти школьники и учителя не только из классов, но и из дома;
* применяет современные технологии в подддержку учебно-методической деятельности учителей, помогает им в освоении программного обеспечения, использования Интранет/Интернет, поиске необходимых данных;
* способствует созданию благоприятной атмосферы [для самостоятельных учебных исследований, в том числе] в библиотеке,
* участвует в мероприятиях, проводимых школой и местным сообществом.

Что же может дать современный школьный библиотекарь участникам педагогического процесса? - Обязательное использование библиотекарями ИКТ в своей повседневной деятельности требует постоянного совершенствования знаний, умений и практических навыков:
* в организации информационного доступа и обработки информации,
* изучении технических новинок,
* оказании консультации и помощи школьникам и учителям при работе на компьютерах,
* разработке новых обучающих и образовательных программ с использованием возможностей Интранет (локальная сеть школы)/Интернет,
* налаживании сотрудничества с учителями, администрацией, техническим персоналом школы.

Проведенные в последние годы в Австралии исследования влияния деятельности школьной библиотеки на качество знаний и высокие показатели успеваемости учеников, независимо от социально-экономического и образовательного уровня их родителей, показали прямую взаимосвязь с наличием в библиотеке школы:
* специалиста на полной ставке,
* надежной локальной сети, соединяющей учебные классы с библиотекой.


А что же у нас? - Наш библиотекарь, как правило (есть исключения) - это человек, оторванный практически от учебного процесса, чаще всего работающий на полставки, живущий вне сотрудничества с администрацией (не член педсовета школы) и учителями-предметниками (нет общей программы работы по развитию читательской и информационной грамотности школьников на учебный год), вне технологий (практически нигде компьютер библиотеки не подключен к локальной сети школы, даже если она там вообще есть! Почти у всех библиотекарей низкий уровень ИКТ-компетентности и чудовищная замотанность с учебниками. Наличие в библиотеке одного компьютера для целей ведения электронного каталога дела не решает, т.к. фонд книг в школьных библиотеках уже такой ветхости и недостаточности, что уже давно не привлекает учащихся со среднего школьного возраста)...

Итак, мое мнение по вопросу о ближайшем/скорейшем/необходимейшем развитии НАШИХ школьных библиотек:
* Библиотекарь-педагог информационной культуры. Библиотекарь должен иметь педагогическое образование для того, чтобы стать библиотекарем-педагогом информационной культуры в отечественных школах. Скорее всего, для решения этого вопроса вполне можно организовать краткосрочную массовую переподготовку библиотекарей школ страны с акцентом на освоение ими информационных технологий (как это было когда-то при массовой подготовке учителей информатики). Кардинально пересмотреть программы подготовки библиотекарей в университетах культуры с учетом требований времени или ввести в педагогических - профилизацию для школьных библиотекарей. Проводить ежегодные семинары по вопросам развития библиотек не только для библиотекарей, но и для директоров школ;
* Изменения в условиях школьной библиотеки Не может уже сегодняшняя библиотека существовать в одном помещении, с одним сотрудником! Должны быть "раздвинуты" стены этого одного класса до двух-трех, объединенных с учебными кабинетами в единую локальную сеть, что позволяет развивать Интранет школы в целом и библиотеки в частности, - это уже необходимость! Здесь должны работать над домашними заданиями с информацией и с профессионалами-консультантами (библиотекарями) наши дети! Здесь - в окружении книг и любой другой информации Интранет/Интернета, на любых других носителях! Здесь должны получать профессиональные консультации и просто помощь при чтении книг, при работе с компьютером и электронными изданиями! А ГДЕ ЖЕ ЕЩЕ?!
* Нормативные документы. Скорейшая подготовка и утверждение нормативных документов, регламентирующих статус библиотекаря школы в новом его качестве. Сколько можно говорить и говорить с высоких трибун о необходимости изменений?! Нужны, наконец, результаты этой говорильни!

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails