К основному контенту

"Будут жить библиотеки или нет, зависит от самих библиотекарей"

Получила от Натальи Андреевой, ведущей группы в FB "Библиотечный мир села" отзыв на свою книгу:

"Здравствуйте, Елена! Вчера получила вашу книгу "33 совета по применению в библиотеке интернета" в подарок за участие в конкурсе.Очень полезная книга! Спасибо вам и дальнейших творческих успехов!"

Вспомнила, что Елена Иванова, спецкор журнала "Библиотека в школепосле выхода книги уже писала свой отзыв для какого-то издания. Поскольку издания так и не видела и информации о ее размещении не слышала, решила привести его в блоге (с благодарностью!):

"Когда-то давно книга Е.Н.Ястребцевой «Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения» (2001 г.) стала для меня настольной. Она использовалась не как шпаргалка, я не списывала из нее готовые положения и «рецепты». Книга помогала понять: КУДА идти, ЧТО важно. Помогала формировать обновленный взгляд на профессию и на роль библиотекаря в этой профессии.
И сегодня передо мной книга, которая, полагаю, имеет все шансы стать настольным профессиональным изданием. Это книга Е.Н. Ястребцевой «33 совета по применению в библиотеке Интернета» (М.: Библиомир, 2015. – 192 с.) «И сколько уже можно говорить про этот Интернет!», - воскликнут скептики. Да, говорим мы, возможно, и много. Обобщаем мало. И перед вами, уважаемые коллеги, издание, в котором: во-первых, сервисы и предложения Интернет соотнесены с задачами библиотеки и систематизированы по направлениям их работы. во-вторых, сведена отечественная практика по использованию этих сервисов и предложений в библиотеках.

В целом, мне представляется, что автор пишет не только о технологиях, сколько об окружающих изменениях, ведущих к неизбежным переменам в библиотеках.

Книга «33 совета по применению в библиотеке Интернета» - не для избранных, технологически-продвинутых сотрудников библиотек. Она для всех, кто привык работать увлеченно, быть нужным и полезным.

В книге последовательно рассмотрены те сферы деятельности библиотеки, которые претерпевают значительные изменения. Какой стала книга, что происходит с библиотечными услугами, как преображается сам библиотекарь? Автор рассказывает о тех помощниках, которые смогут превратить рутину – в творчество, обслуживание – во взаимодействие, «пропаганду» книги – в увлекательное путешествие длиною в жизнь.

Это книга практических рекомендаций. Есть в ней и теоретическая информация, без которой невозможно освоение нового, но ее совсем немного (и это важно!). Все появляющиеся в тексте термины сопровождаются краткими, понятными определениями, пояснениями. По мере необходимости даны классификации, обобщения, аналитические комментарии.

Практические советы даны коротко, ясно, точно, с примерами и выводами. В книге дана краткая характеристика представляемых сервисов (важно: критический взгляд автора, который указывает и преимущества, и недостатки того или иного сервиса) – и примеры их использования. В ряде случаев представлен алгоритм действий по освоению того или иного сервиса. Часто указаны и этапы работы с сервисом.
Книга состоит из восьми частей. К каждой части даны ссылки на дополнительные и вспомогательные материалы - для самостоятельного ознакомления.
Электронные библиотеки, курирование контента, проверка на антиплагиат, мобильные приложения, QR коды, электронные портфолио, вики-среда, сервисы Google, интеллект-карты, буктрейлеры, сторителлинг, электронные читательские дневники, ленты времени, инфографика, интерактивные плакаты, безопасность в Интернет и авторское право – и это еще не все, о чем вы сможете узнать из книги «33 совета по применению в библиотеке Интернета».

Недавно мне попалась в руки статья «Профессии, которых не станет уже через 20 лет». Футурологи назвали специальности, на которые, по их мнению, не стоит учиться: они станут не нужны. Были названы такие профессии, как бухгалтер, сметчик, стенографист, расшифровщик, турагент, менеджер по кредитам, провизор, архивариусы, корректоры и библиотекари.

По моему мнению, будут жить библиотеки или нет, зависит от нас библиотекарей. Мне кажется, что если библиотека станет удобной, заметной и нужной, то отпадёт надобность библиотеки закрывать."

Спасибо за отклик, коллеги!

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: