К основному контенту

"Будут жить библиотеки или нет, зависит от самих библиотекарей"

Получила от Натальи Андреевой, ведущей группы в FB "Библиотечный мир села" отзыв на свою книгу:

"Здравствуйте, Елена! Вчера получила вашу книгу "33 совета по применению в библиотеке интернета" в подарок за участие в конкурсе.Очень полезная книга! Спасибо вам и дальнейших творческих успехов!"

Вспомнила, что Елена Иванова, спецкор журнала "Библиотека в школепосле выхода книги уже писала свой отзыв для какого-то издания. Поскольку издания так и не видела и информации о ее размещении не слышала, решила привести его в блоге (с благодарностью!):

"Когда-то давно книга Е.Н.Ястребцевой «Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения» (2001 г.) стала для меня настольной. Она использовалась не как шпаргалка, я не списывала из нее готовые положения и «рецепты». Книга помогала понять: КУДА идти, ЧТО важно. Помогала формировать обновленный взгляд на профессию и на роль библиотекаря в этой профессии.
И сегодня передо мной книга, которая, полагаю, имеет все шансы стать настольным профессиональным изданием. Это книга Е.Н. Ястребцевой «33 совета по применению в библиотеке Интернета» (М.: Библиомир, 2015. – 192 с.) «И сколько уже можно говорить про этот Интернет!», - воскликнут скептики. Да, говорим мы, возможно, и много. Обобщаем мало. И перед вами, уважаемые коллеги, издание, в котором: во-первых, сервисы и предложения Интернет соотнесены с задачами библиотеки и систематизированы по направлениям их работы. во-вторых, сведена отечественная практика по использованию этих сервисов и предложений в библиотеках.

В целом, мне представляется, что автор пишет не только о технологиях, сколько об окружающих изменениях, ведущих к неизбежным переменам в библиотеках.

Книга «33 совета по применению в библиотеке Интернета» - не для избранных, технологически-продвинутых сотрудников библиотек. Она для всех, кто привык работать увлеченно, быть нужным и полезным.

В книге последовательно рассмотрены те сферы деятельности библиотеки, которые претерпевают значительные изменения. Какой стала книга, что происходит с библиотечными услугами, как преображается сам библиотекарь? Автор рассказывает о тех помощниках, которые смогут превратить рутину – в творчество, обслуживание – во взаимодействие, «пропаганду» книги – в увлекательное путешествие длиною в жизнь.

Это книга практических рекомендаций. Есть в ней и теоретическая информация, без которой невозможно освоение нового, но ее совсем немного (и это важно!). Все появляющиеся в тексте термины сопровождаются краткими, понятными определениями, пояснениями. По мере необходимости даны классификации, обобщения, аналитические комментарии.

Практические советы даны коротко, ясно, точно, с примерами и выводами. В книге дана краткая характеристика представляемых сервисов (важно: критический взгляд автора, который указывает и преимущества, и недостатки того или иного сервиса) – и примеры их использования. В ряде случаев представлен алгоритм действий по освоению того или иного сервиса. Часто указаны и этапы работы с сервисом.
Книга состоит из восьми частей. К каждой части даны ссылки на дополнительные и вспомогательные материалы - для самостоятельного ознакомления.
Электронные библиотеки, курирование контента, проверка на антиплагиат, мобильные приложения, QR коды, электронные портфолио, вики-среда, сервисы Google, интеллект-карты, буктрейлеры, сторителлинг, электронные читательские дневники, ленты времени, инфографика, интерактивные плакаты, безопасность в Интернет и авторское право – и это еще не все, о чем вы сможете узнать из книги «33 совета по применению в библиотеке Интернета».

Недавно мне попалась в руки статья «Профессии, которых не станет уже через 20 лет». Футурологи назвали специальности, на которые, по их мнению, не стоит учиться: они станут не нужны. Были названы такие профессии, как бухгалтер, сметчик, стенографист, расшифровщик, турагент, менеджер по кредитам, провизор, архивариусы, корректоры и библиотекари.

По моему мнению, будут жить библиотеки или нет, зависит от нас библиотекарей. Мне кажется, что если библиотека станет удобной, заметной и нужной, то отпадёт надобность библиотеки закрывать."

Спасибо за отклик, коллеги!

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...