К основному контенту

Чему "мобильные" библиотекари будут сами учиться и учить население


В дни Первого Всероссийского фестиваля мобильных (передвижных) библиотек , проводимого в г. Дмитрове Московской области 14-15 августа, куда съехались  библиотеки “на колесах” из разных регионов России - Республики Карелия, Ульяновской, Брянской, Ленинградской, Самарской  областей, из  10 муниципальных образований Подмосковья, г. Москвы, а также книжный автобус «Бампер» был  проведен опрос сотрудников таких библиотек с целью выявления потребности населения РФ в дистанционных услугах, консультациях и обучении, которые могут им предоставлять библиотекари, работающие на передвижных автомобилях.
Всего ответили на вопросы подготовленной Фондом Пушкинская библиотека анкеты 37 человек.
В первом вопросе было предложено выбрать самые важные направления в работе “мобильного” (передвижного) библиотекаря:
  • Наибольшее количество ответов - 26% было дано в пользу проведения мероприятий и акций по привлечению к книге.
  • Обеспечение книгами разных слоев населения кажется самым важным для 24% “мобильных” библиотекарей.
  • 21% участников опроса сочли наиболее важным обучение и консультации населения по важным вопросам - госуслугам, электроннойа почте, поиску в Интернет, дистанционному обучению, др.
  • 14% назвали самым важным направлением среди прочих - предоставление населению доступа к Интернет-поиску необходимой информации.
  • 11% самым главным сочли в работе библиотекаря мобильной библиотеки - некоторые элементы психологической поддержки: разговоры "по душам".
  • 3% считают, что в современном мире важно уметь оказывать помощь в записи е-книг на мобильные устройства посетителей.
Смеем предположить, что такая разнополярность приоритетов у “мобильных” библиотекарей вызвана неустоявшимися на сегодня представлениями общества о том, какие же новые информационно-библиотечные услуги в столь быстро меняющемся под влиянием развивающихся интернет-технологий  мире, может и должна сегодня предоставлять “мобильная” библиотека удаленным от центров поселениям - жителям сел и деревень.
На вопрос “Нужны ли специальные образовательные программы по “мобильному” библиотечному обслуживанию?”:

  • 75% участников опроса ответили утвердительно, подтвердив, что это особая сфера библиотечной деятельности, которой нигде не учат,
  • 23% библиотекарей также считают, что обучение необходимо, но мотивация уже у них другая - они считают, что пришла пора уже осваивать активную работу с читателями в Интернет и с мобильными устройствами.
  • 2% библиотекарей сочли, что специальное обучение “мобильных” библиотек не нужно, так как “библиотечная работа везде одна и та же”.
Столь единодушный ответ о необходимости обучения новому библиотекарей лишь подтверждает важность систематического развития библиотечных специалистов в информационно-насыщенной среде, которая сегодня практически каждый день предлагает новые возможности - усовершенствованные модели мобильных устройств, все более качественный доступ в интернет.
Следующий вопрос был связан с пониманием библиотекарями “мобильных” библиотек того, сможет ли упростить их работу развитие виртуальных библиотечных услуг для населения:
  • 39% участников опроса считают, что упростит, так как у всех практически есть мобильные устройства и выход в  Интернет.
  • 11%, соглашаясь с тем, что работа с мобильными устройствами и в интернет библиотекаря упростит работу, мотивируют это тем, что ему можно будет сосредоточиться в своей работе на дистанционных консультациях и услугах населению.
  • 12% сомневаются в том, что работа их измениться быстро, так как мало у кого есть мобильные устройства,
  • 10% считают, что не измениться, так как мало кто умеет эффективно работать в Интернете
  • 2% - считают, что и сегодня  мало еще у кого есть соответствующие мобильные устройства
Ответ на этот вопрос разделил участников опроса на две половины - 50 на 50! Но, если оглянуться назад, лет этак на 10-15-ть, то окажется, что наша неготовность осваивать и использовать в работе библиотек новые технологии, значительно расширяя и повышая тем самым уровень доступа к знаниям и информации, закладывалась именно там - в те годы библиотечное сообщество активно открещивалось от использования мультимедийных и интернет-технологий в работе с читателями, полагая, что лишь электронный каталог в стенах библиотеки - то новое и прогрессивное, что  библиотекарь должен осваивать и развивать, а читатель благосклонно принимать эту услугу. Но читатель сегодня взял в собственные руки процесс получения новой информации… практически игнорируя библиотеку и ее электронный каталог. Этот процесс находится в постоянном развитии - совершенствуются мобильные устройства - смартфоны и постоянно улучшается доступ к интернет. Библиотекарю, чтобы быть востребованным, необходимо быть в состоянии постоянной готовности, для чего необъодимо учиться, учиться и еще раз учиться!
При выборе самого главного направления в предоставлении очных и дистанционных консультаций населению “мобильные” библиотекари сделали следующий выбор:
  • 23% библиотекарей считают, что самым главным на сегодня являются консультации и обучение населения пользованию госуслугами в интернет и рекомендации новинок в мире художественной литературы.
  • 19% выбрали важным аспектом работы консультации и обучение пожилых людей работе в Интернет  (поиск, электронная поста, пр.).
  • 17% - консультации школьников и студентов в  их поиске поддержки обучения и получения образования.
  • 11% - консультации по технике чтения.
  • 3% - Консультации и обучение учащихся (школьников и студентов) созданию и развитию "малого бизнеса".
Все названные направления подчеркнули востребованность населения в указанных темах для консультирования и помощи библиотекарем “мобильной” (передвижной) библиотеки. Именно поэтому, Фонд “Пушкинская библиотека” подготовил  проведение в сентябре-октярбе с.г. обучающих вебинаров (с заданиями на сомостоятельную подготовку) для “мобильных” библиотекарей следующие темы:
1. Особенности обучения пожилых людей работе в Интернет.
2. Учимся пользоваться госуслугами
3. С чего молодым начать развивать свой "малый бизнес"
4. Дистанционная поддержка обучения школьников и студентов в "е-КМ-Школе"


Надеемся. что вы примете самое активное участие в наших вебинарах и получите сертификаты тьюторов Фонда “Пушкинская библиотека”.

Дополнительную информацию по участию в обучающих вебинарах можно получить по эл. адресу: Надежда Безукладникова
Всем удачи!

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: