К основному контенту

Чему "мобильные" библиотекари будут сами учиться и учить население


В дни Первого Всероссийского фестиваля мобильных (передвижных) библиотек , проводимого в г. Дмитрове Московской области 14-15 августа, куда съехались  библиотеки “на колесах” из разных регионов России - Республики Карелия, Ульяновской, Брянской, Ленинградской, Самарской  областей, из  10 муниципальных образований Подмосковья, г. Москвы, а также книжный автобус «Бампер» был  проведен опрос сотрудников таких библиотек с целью выявления потребности населения РФ в дистанционных услугах, консультациях и обучении, которые могут им предоставлять библиотекари, работающие на передвижных автомобилях.
Всего ответили на вопросы подготовленной Фондом Пушкинская библиотека анкеты 37 человек.
В первом вопросе было предложено выбрать самые важные направления в работе “мобильного” (передвижного) библиотекаря:
  • Наибольшее количество ответов - 26% было дано в пользу проведения мероприятий и акций по привлечению к книге.
  • Обеспечение книгами разных слоев населения кажется самым важным для 24% “мобильных” библиотекарей.
  • 21% участников опроса сочли наиболее важным обучение и консультации населения по важным вопросам - госуслугам, электроннойа почте, поиску в Интернет, дистанционному обучению, др.
  • 14% назвали самым важным направлением среди прочих - предоставление населению доступа к Интернет-поиску необходимой информации.
  • 11% самым главным сочли в работе библиотекаря мобильной библиотеки - некоторые элементы психологической поддержки: разговоры "по душам".
  • 3% считают, что в современном мире важно уметь оказывать помощь в записи е-книг на мобильные устройства посетителей.
Смеем предположить, что такая разнополярность приоритетов у “мобильных” библиотекарей вызвана неустоявшимися на сегодня представлениями общества о том, какие же новые информационно-библиотечные услуги в столь быстро меняющемся под влиянием развивающихся интернет-технологий  мире, может и должна сегодня предоставлять “мобильная” библиотека удаленным от центров поселениям - жителям сел и деревень.
На вопрос “Нужны ли специальные образовательные программы по “мобильному” библиотечному обслуживанию?”:

  • 75% участников опроса ответили утвердительно, подтвердив, что это особая сфера библиотечной деятельности, которой нигде не учат,
  • 23% библиотекарей также считают, что обучение необходимо, но мотивация уже у них другая - они считают, что пришла пора уже осваивать активную работу с читателями в Интернет и с мобильными устройствами.
  • 2% библиотекарей сочли, что специальное обучение “мобильных” библиотек не нужно, так как “библиотечная работа везде одна и та же”.
Столь единодушный ответ о необходимости обучения новому библиотекарей лишь подтверждает важность систематического развития библиотечных специалистов в информационно-насыщенной среде, которая сегодня практически каждый день предлагает новые возможности - усовершенствованные модели мобильных устройств, все более качественный доступ в интернет.
Следующий вопрос был связан с пониманием библиотекарями “мобильных” библиотек того, сможет ли упростить их работу развитие виртуальных библиотечных услуг для населения:
  • 39% участников опроса считают, что упростит, так как у всех практически есть мобильные устройства и выход в  Интернет.
  • 11%, соглашаясь с тем, что работа с мобильными устройствами и в интернет библиотекаря упростит работу, мотивируют это тем, что ему можно будет сосредоточиться в своей работе на дистанционных консультациях и услугах населению.
  • 12% сомневаются в том, что работа их измениться быстро, так как мало у кого есть мобильные устройства,
  • 10% считают, что не измениться, так как мало кто умеет эффективно работать в Интернете
  • 2% - считают, что и сегодня  мало еще у кого есть соответствующие мобильные устройства
Ответ на этот вопрос разделил участников опроса на две половины - 50 на 50! Но, если оглянуться назад, лет этак на 10-15-ть, то окажется, что наша неготовность осваивать и использовать в работе библиотек новые технологии, значительно расширяя и повышая тем самым уровень доступа к знаниям и информации, закладывалась именно там - в те годы библиотечное сообщество активно открещивалось от использования мультимедийных и интернет-технологий в работе с читателями, полагая, что лишь электронный каталог в стенах библиотеки - то новое и прогрессивное, что  библиотекарь должен осваивать и развивать, а читатель благосклонно принимать эту услугу. Но читатель сегодня взял в собственные руки процесс получения новой информации… практически игнорируя библиотеку и ее электронный каталог. Этот процесс находится в постоянном развитии - совершенствуются мобильные устройства - смартфоны и постоянно улучшается доступ к интернет. Библиотекарю, чтобы быть востребованным, необходимо быть в состоянии постоянной готовности, для чего необъодимо учиться, учиться и еще раз учиться!
При выборе самого главного направления в предоставлении очных и дистанционных консультаций населению “мобильные” библиотекари сделали следующий выбор:
  • 23% библиотекарей считают, что самым главным на сегодня являются консультации и обучение населения пользованию госуслугами в интернет и рекомендации новинок в мире художественной литературы.
  • 19% выбрали важным аспектом работы консультации и обучение пожилых людей работе в Интернет  (поиск, электронная поста, пр.).
  • 17% - консультации школьников и студентов в  их поиске поддержки обучения и получения образования.
  • 11% - консультации по технике чтения.
  • 3% - Консультации и обучение учащихся (школьников и студентов) созданию и развитию "малого бизнеса".
Все названные направления подчеркнули востребованность населения в указанных темах для консультирования и помощи библиотекарем “мобильной” (передвижной) библиотеки. Именно поэтому, Фонд “Пушкинская библиотека” подготовил  проведение в сентябре-октярбе с.г. обучающих вебинаров (с заданиями на сомостоятельную подготовку) для “мобильных” библиотекарей следующие темы:
1. Особенности обучения пожилых людей работе в Интернет.
2. Учимся пользоваться госуслугами
3. С чего молодым начать развивать свой "малый бизнес"
4. Дистанционная поддержка обучения школьников и студентов в "е-КМ-Школе"


Надеемся. что вы примете самое активное участие в наших вебинарах и получите сертификаты тьюторов Фонда “Пушкинская библиотека”.

Дополнительную информацию по участию в обучающих вебинарах можно получить по эл. адресу: Надежда Безукладникова
Всем удачи!

Комментарии

  1. Елена Николаевна, про электронный катаалог -верно подмечено! Время показало, что ЭК - игрушка только для библиотекарей. Даже если на сайтах пользователи могут искать документы в ЭК, дальше этого дело не идет.Пожалуй,исключение-краеведческие документы,они всегда востребованы.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, спасибо за комментарий. А интерес к краеведческим документам понятен - родной край, его особенности, природа, люди и др. - были всегда интересны людям, населяющим конкретный край... Поэтому не увядает это весьма выигрышное направление в работе библиотек - краеведение!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.