К основному контенту

Чему "мобильные" библиотекари будут сами учиться и учить население


В дни Первого Всероссийского фестиваля мобильных (передвижных) библиотек , проводимого в г. Дмитрове Московской области 14-15 августа, куда съехались  библиотеки “на колесах” из разных регионов России - Республики Карелия, Ульяновской, Брянской, Ленинградской, Самарской  областей, из  10 муниципальных образований Подмосковья, г. Москвы, а также книжный автобус «Бампер» был  проведен опрос сотрудников таких библиотек с целью выявления потребности населения РФ в дистанционных услугах, консультациях и обучении, которые могут им предоставлять библиотекари, работающие на передвижных автомобилях.
Всего ответили на вопросы подготовленной Фондом Пушкинская библиотека анкеты 37 человек.
В первом вопросе было предложено выбрать самые важные направления в работе “мобильного” (передвижного) библиотекаря:
  • Наибольшее количество ответов - 26% было дано в пользу проведения мероприятий и акций по привлечению к книге.
  • Обеспечение книгами разных слоев населения кажется самым важным для 24% “мобильных” библиотекарей.
  • 21% участников опроса сочли наиболее важным обучение и консультации населения по важным вопросам - госуслугам, электроннойа почте, поиску в Интернет, дистанционному обучению, др.
  • 14% назвали самым важным направлением среди прочих - предоставление населению доступа к Интернет-поиску необходимой информации.
  • 11% самым главным сочли в работе библиотекаря мобильной библиотеки - некоторые элементы психологической поддержки: разговоры "по душам".
  • 3% считают, что в современном мире важно уметь оказывать помощь в записи е-книг на мобильные устройства посетителей.
Смеем предположить, что такая разнополярность приоритетов у “мобильных” библиотекарей вызвана неустоявшимися на сегодня представлениями общества о том, какие же новые информационно-библиотечные услуги в столь быстро меняющемся под влиянием развивающихся интернет-технологий  мире, может и должна сегодня предоставлять “мобильная” библиотека удаленным от центров поселениям - жителям сел и деревень.
На вопрос “Нужны ли специальные образовательные программы по “мобильному” библиотечному обслуживанию?”:

  • 75% участников опроса ответили утвердительно, подтвердив, что это особая сфера библиотечной деятельности, которой нигде не учат,
  • 23% библиотекарей также считают, что обучение необходимо, но мотивация уже у них другая - они считают, что пришла пора уже осваивать активную работу с читателями в Интернет и с мобильными устройствами.
  • 2% библиотекарей сочли, что специальное обучение “мобильных” библиотек не нужно, так как “библиотечная работа везде одна и та же”.
Столь единодушный ответ о необходимости обучения новому библиотекарей лишь подтверждает важность систематического развития библиотечных специалистов в информационно-насыщенной среде, которая сегодня практически каждый день предлагает новые возможности - усовершенствованные модели мобильных устройств, все более качественный доступ в интернет.
Следующий вопрос был связан с пониманием библиотекарями “мобильных” библиотек того, сможет ли упростить их работу развитие виртуальных библиотечных услуг для населения:
  • 39% участников опроса считают, что упростит, так как у всех практически есть мобильные устройства и выход в  Интернет.
  • 11%, соглашаясь с тем, что работа с мобильными устройствами и в интернет библиотекаря упростит работу, мотивируют это тем, что ему можно будет сосредоточиться в своей работе на дистанционных консультациях и услугах населению.
  • 12% сомневаются в том, что работа их измениться быстро, так как мало у кого есть мобильные устройства,
  • 10% считают, что не измениться, так как мало кто умеет эффективно работать в Интернете
  • 2% - считают, что и сегодня  мало еще у кого есть соответствующие мобильные устройства
Ответ на этот вопрос разделил участников опроса на две половины - 50 на 50! Но, если оглянуться назад, лет этак на 10-15-ть, то окажется, что наша неготовность осваивать и использовать в работе библиотек новые технологии, значительно расширяя и повышая тем самым уровень доступа к знаниям и информации, закладывалась именно там - в те годы библиотечное сообщество активно открещивалось от использования мультимедийных и интернет-технологий в работе с читателями, полагая, что лишь электронный каталог в стенах библиотеки - то новое и прогрессивное, что  библиотекарь должен осваивать и развивать, а читатель благосклонно принимать эту услугу. Но читатель сегодня взял в собственные руки процесс получения новой информации… практически игнорируя библиотеку и ее электронный каталог. Этот процесс находится в постоянном развитии - совершенствуются мобильные устройства - смартфоны и постоянно улучшается доступ к интернет. Библиотекарю, чтобы быть востребованным, необходимо быть в состоянии постоянной готовности, для чего необъодимо учиться, учиться и еще раз учиться!
При выборе самого главного направления в предоставлении очных и дистанционных консультаций населению “мобильные” библиотекари сделали следующий выбор:
  • 23% библиотекарей считают, что самым главным на сегодня являются консультации и обучение населения пользованию госуслугами в интернет и рекомендации новинок в мире художественной литературы.
  • 19% выбрали важным аспектом работы консультации и обучение пожилых людей работе в Интернет  (поиск, электронная поста, пр.).
  • 17% - консультации школьников и студентов в  их поиске поддержки обучения и получения образования.
  • 11% - консультации по технике чтения.
  • 3% - Консультации и обучение учащихся (школьников и студентов) созданию и развитию "малого бизнеса".
Все названные направления подчеркнули востребованность населения в указанных темах для консультирования и помощи библиотекарем “мобильной” (передвижной) библиотеки. Именно поэтому, Фонд “Пушкинская библиотека” подготовил  проведение в сентябре-октярбе с.г. обучающих вебинаров (с заданиями на сомостоятельную подготовку) для “мобильных” библиотекарей следующие темы:
1. Особенности обучения пожилых людей работе в Интернет.
2. Учимся пользоваться госуслугами
3. С чего молодым начать развивать свой "малый бизнес"
4. Дистанционная поддержка обучения школьников и студентов в "е-КМ-Школе"


Надеемся. что вы примете самое активное участие в наших вебинарах и получите сертификаты тьюторов Фонда “Пушкинская библиотека”.

Дополнительную информацию по участию в обучающих вебинарах можно получить по эл. адресу: Надежда Безукладникова
Всем удачи!

Комментарии

  1. Елена Николаевна, про электронный катаалог -верно подмечено! Время показало, что ЭК - игрушка только для библиотекарей. Даже если на сайтах пользователи могут искать документы в ЭК, дальше этого дело не идет.Пожалуй,исключение-краеведческие документы,они всегда востребованы.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, спасибо за комментарий. А интерес к краеведческим документам понятен - родной край, его особенности, природа, люди и др. - были всегда интересны людям, населяющим конкретный край... Поэтому не увядает это весьма выигрышное направление в работе библиотек - краеведение!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о