"А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка)": Грустная история школьного библиотекаря на закате лета
Лариса Л. поделилась своей грустной "библиотечной" историей, а мне подумалось, сколько же должно пройти времени и что должно произойти с нами со всеми, чтобы мы поняли важность сохранения культурного наследия предшествующих поколений, что все труднее становится делать в отсутствии современного понимания библиотечного дела?!
"...А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка) - школьная. Поэтому хотелось бы перемен, фонд очень старый. Программа по литературе изменилась с советских времён, многих изучаемых произведений нет, не говоря уже о современной литературе. А то, что много говорят, но ничего не делают, это реальность. Про должность педагог-библиотекарь тоже много говорили, а на деле всё так и осталось.
Печальная история с нашими библиотеками... В соседних посёлках закрыты школы, клубы, библиотеки. В нашем - построили современную новую школу. В школе 110 учащихся. Сельскую библиотеку закрыли (не соответствовала требованиям пожарных и пр.). Далее самое интересное: "объединили" на словах школьную и сельскую. Никакой передачи фонда не было, я пошла в сельскую библиотеку и отобрала то, что сочла нужным. Для страховки всё, что брала переписывала, чтобы был хоть какой-то список. Фонд рассредоточила в своём фонде. Всё остальное (около 10000) осталось в сельской библиотеке. Больше чем я уже взяла (около 2000) взять не могу, некуда ставить.
Работаю с 8.30 до 17.00 Посещаемость в среднем более 20 человек в день, в течение дня приходит и местное население, читают мало, да и читать нечего. Поступлений в школьную библиотеку, естественно нет, там денег на учебники не хватает, а так как у меня теперь и сельская библиотека, то из районной иногда что-то 3-4 книги за год приходит. Глава администрации поселения ещё просила вести отдельно учет посещаемости именно сельской библиотеки, а не школьной! Как я в течение дня могу разделить, кто пришёл в сельскую, а кто в школьную! Книги тоже берет из разных фондов, какой тут раздельный учёт! Дошло до того, что я собралась уходить с работы вообще! Сейчас со мной каждый месяц заключают договор на обслуживание населения, а в отчётах не разделяю школьную и сельскую. В общем, можно много говорить на эту тему, итак отняла много времени у вас...
... всё что можно использовать в работе я использую, и в сети не новичок. Есть и группа в сети, есть сайт и услуги в библиотеке различные, в своё время была ответственной за информатизацию школы, была такая должность, но если в районе нет денег НИ НА ЧТО, везде одни сокращения!
...Я в школьной библиотеке 29 лет, вижу, что есть ребята, любящие книгу. Знакомство наших детей с книгой начинается именно со школьной библиотеки, а что они видят 11 лет? У них такое впечатление о библиотеках и дальше по жизни будет. Мне часто предлагают односельчане принять книги в библиотеку, но какие это книги? - Куплены в 70,80-е. Надоели дома. Пыль. Но заставить библиотеку книгами, зная заранее, что их никто не возьмём? Их 10000 осталось брошено в здании сельской библиотеки.
С ребятами общаюсь - читают, покупают книги, обмениваются, но читают. Сейчас стали приходить взрослые читатели, перед ними чувствуешь себя виноватой. Вот стараюсь, хоть как-то повысить престиж библиотеки: побольше интересных мероприятий, новые технологии.
...Мы будем рады любой помощи! В этом году участвовали в Дне чтения (Розовый жираф), книгу получили в подарок, первоклашки довольны!
...мы живём совсем другой жизнью. Выживаем как можем."
Да разве библиотеки "выживают" только на селе? В городских школьных библиотеках (Самарская область)книг новых почти не поступает - 3-5 за год... Говорим о высоких технологиях, информационных центрах... Грустно!
ОтветитьУдалитьОльга Николаевна, страна такая, но ив других странах к школьным библиотекам отношение не всегда дОлжное! В последние два-три года по всей Америке шло закрытие школьных библиотек, сами библиотекари, вступив в борьбу против подобного, создали Гугл-карту, на которой отмечали очередное такое безобразие. Эта и другие совместные акции смогли приостановить процесс. Это я к тому, что Интернет помогает объединить общие усилия, поэтому не будм "киснуть", а будем действовать сообща в Сети, демонстрируя позитивные примеры и двигаясь постепенно в нужном направлении
ОтветитьУдалитьТакая ситуация практически в каждой школе нашей области, думаю и в большинстве областей России. Есть единичные случаи когда и библиотека комплектуется и работа персонала оплачивается должным образом, но они на общем фоне и не заметны. Хорошо, что люди руки не опускают и продолжают работать!
ОтветитьУдалитьЕлена, то есть, зависит состояние библиотеки от руководителей местных? Или от того, что объединение такое произошло библиотек - школьная стала центральной, н забыли туда передать ставки, фонды, финансирование от "трех"?
ОтветитьУдалить