К основному контенту

"А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка)": Грустная история школьного библиотекаря на закате лета

Лариса Л. поделилась своей грустной "библиотечной" историей, а мне подумалось, сколько же должно пройти времени и что должно произойти с нами со всеми, чтобы мы поняли важность сохранения культурного наследия предшествующих поколений, что все труднее становится делать в отсутствии современного понимания библиотечного дела?!


"...А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка) - школьная. Поэтому хотелось бы перемен, фонд очень старый. Программа по литературе изменилась с советских времён, многих изучаемых произведений нет, не говоря уже о современной литературе. А то, что много говорят, но ничего не делают, это реальность. Про должность педагог-библиотекарь тоже много говорили, а на деле всё так и осталось.
Печальная история с нашими библиотеками... В соседних посёлках закрыты школы, клубы, библиотеки. В нашем - построили современную новую школу. В школе 110 учащихся. Сельскую библиотеку закрыли (не соответствовала требованиям пожарных и пр.). Далее самое интересное: "объединили" на словах школьную и сельскую. Никакой передачи фонда не было, я пошла в сельскую библиотеку и отобрала то, что сочла нужным. Для страховки всё, что брала переписывала, чтобы был хоть какой-то список. Фонд рассредоточила в своём фонде. Всё остальное (около 10000) осталось в сельской библиотеке. Больше чем я уже взяла (около 2000) взять не могу, некуда ставить.
Работаю с 8.30 до 17.00 Посещаемость в среднем более 20 человек в день, в течение дня приходит и местное население, читают мало, да и читать нечего. Поступлений в школьную библиотеку, естественно нет, там денег на учебники не хватает, а так как у меня теперь и сельская библиотека, то из районной иногда что-то 3-4 книги за год приходит. Глава администрации поселения ещё просила вести отдельно учет посещаемости именно сельской библиотеки, а не школьной! Как я в течение дня могу разделить, кто пришёл в сельскую, а кто в школьную! Книги тоже берет из разных фондов, какой тут раздельный учёт! Дошло до того, что я собралась уходить с работы вообще! Сейчас со мной каждый месяц заключают договор на обслуживание населения, а в отчётах не разделяю школьную и сельскую. В общем, можно много говорить на эту тему, итак отняла много времени у вас...
... всё что можно использовать в работе я использую, и в сети не новичок. Есть и группа в сети, есть сайт и услуги в библиотеке различные, в своё время была ответственной за информатизацию школы, была такая должность, но если в районе нет денег НИ НА ЧТО, везде одни сокращения!
...Я в школьной библиотеке 29 лет, вижу, что есть ребята, любящие книгу. Знакомство наших детей с книгой начинается именно со школьной библиотеки, а что они видят 11 лет? У них такое впечатление о библиотеках и дальше по жизни будет. Мне часто предлагают односельчане принять книги в библиотеку, но какие это книги? - Куплены в 70,80-е. Надоели дома. Пыль. Но заставить библиотеку книгами, зная заранее, что их никто не возьмём? Их 10000 осталось брошено в здании сельской библиотеки.
С ребятами общаюсь - читают, покупают книги, обмениваются, но читают. Сейчас стали приходить взрослые читатели, перед ними чувствуешь себя виноватой. Вот стараюсь, хоть как-то повысить престиж библиотеки: побольше интересных мероприятий, новые технологии.
...Мы будем рады любой помощи! В этом году участвовали в Дне чтения (Розовый жираф), книгу получили в подарок, первоклашки довольны!
...мы живём совсем другой жизнью. Выживаем как можем."

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: