К основному контенту

"А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка)": Грустная история школьного библиотекаря на закате лета

Лариса Л. поделилась своей грустной "библиотечной" историей, а мне подумалось, сколько же должно пройти времени и что должно произойти с нами со всеми, чтобы мы поняли важность сохранения культурного наследия предшествующих поколений, что все труднее становится делать в отсутствии современного понимания библиотечного дела?!


"...А у нас на селе одна библиотека на всё поселение (3 посёлка) - школьная. Поэтому хотелось бы перемен, фонд очень старый. Программа по литературе изменилась с советских времён, многих изучаемых произведений нет, не говоря уже о современной литературе. А то, что много говорят, но ничего не делают, это реальность. Про должность педагог-библиотекарь тоже много говорили, а на деле всё так и осталось.
Печальная история с нашими библиотеками... В соседних посёлках закрыты школы, клубы, библиотеки. В нашем - построили современную новую школу. В школе 110 учащихся. Сельскую библиотеку закрыли (не соответствовала требованиям пожарных и пр.). Далее самое интересное: "объединили" на словах школьную и сельскую. Никакой передачи фонда не было, я пошла в сельскую библиотеку и отобрала то, что сочла нужным. Для страховки всё, что брала переписывала, чтобы был хоть какой-то список. Фонд рассредоточила в своём фонде. Всё остальное (около 10000) осталось в сельской библиотеке. Больше чем я уже взяла (около 2000) взять не могу, некуда ставить.
Работаю с 8.30 до 17.00 Посещаемость в среднем более 20 человек в день, в течение дня приходит и местное население, читают мало, да и читать нечего. Поступлений в школьную библиотеку, естественно нет, там денег на учебники не хватает, а так как у меня теперь и сельская библиотека, то из районной иногда что-то 3-4 книги за год приходит. Глава администрации поселения ещё просила вести отдельно учет посещаемости именно сельской библиотеки, а не школьной! Как я в течение дня могу разделить, кто пришёл в сельскую, а кто в школьную! Книги тоже берет из разных фондов, какой тут раздельный учёт! Дошло до того, что я собралась уходить с работы вообще! Сейчас со мной каждый месяц заключают договор на обслуживание населения, а в отчётах не разделяю школьную и сельскую. В общем, можно много говорить на эту тему, итак отняла много времени у вас...
... всё что можно использовать в работе я использую, и в сети не новичок. Есть и группа в сети, есть сайт и услуги в библиотеке различные, в своё время была ответственной за информатизацию школы, была такая должность, но если в районе нет денег НИ НА ЧТО, везде одни сокращения!
...Я в школьной библиотеке 29 лет, вижу, что есть ребята, любящие книгу. Знакомство наших детей с книгой начинается именно со школьной библиотеки, а что они видят 11 лет? У них такое впечатление о библиотеках и дальше по жизни будет. Мне часто предлагают односельчане принять книги в библиотеку, но какие это книги? - Куплены в 70,80-е. Надоели дома. Пыль. Но заставить библиотеку книгами, зная заранее, что их никто не возьмём? Их 10000 осталось брошено в здании сельской библиотеки.
С ребятами общаюсь - читают, покупают книги, обмениваются, но читают. Сейчас стали приходить взрослые читатели, перед ними чувствуешь себя виноватой. Вот стараюсь, хоть как-то повысить престиж библиотеки: побольше интересных мероприятий, новые технологии.
...Мы будем рады любой помощи! В этом году участвовали в Дне чтения (Розовый жираф), книгу получили в подарок, первоклашки довольны!
...мы живём совсем другой жизнью. Выживаем как можем."

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…