И снова черпаю вдохновение в сообщении блога Judy О'Коннелл и делюсь с читателями собственного блога!
Джуди задается вопросом о том, какой будет роль технологий в следующем десятилетии? - Мир стремительно меняется, заново меняя и преобразуя роль библиотек, практически рождая их заново. Университеты и школы уходят из лабораторий, как физического места" в мир технических устройств. Центральное место в обучении начинает занимать все то, что уже есть в мобильных телефонах...
Как можно подготовиться к этому процессу? - Прежде всего быть в курсе перемен! И в курсе перемен - эксперты-участники проекта Horizon, их систематически обновляемые выводы в последние десять лет стали настолько верными, что этот проект вполне может считаться самой верными исследованиями в области новых технологий в мире образования. За 10 прошедших лет эксперты перешли постепенно от размышлений к реальному представлению о происходящих обновлениях и преобразованиях в области технологий и их влияния на образовательные процессы, что в конечном счете их можно считать реальными Мета-Трендами.
Эксперты выделили 28 мета-трендов, из которых десять являются наиболее значимыми в своем влиянии на образование.
1. Сфера труда приобретает все более глобальный и все более коллективный характер. Поскольку все больше и больше компаний начинают действовать на мировом рынке, сотрудничество в группах и командах теперь не зависит от того, где географически находятся люди, и к какой культуре они принадлежат.
2. Люди хотят работать, учиться, общаться и играть когда и где они хотят. Все больше людей владеют более чем одним устройством, используя компьютер, смартфон, планшет, "читалку". Они ожидают удобства работы во всех своих устройствах.
3. Интернет становится глобальной мобильной сетью не только в развитых страна[, но и на их "окраинах". В настоящее время насчитывается более 6 миллиардов активных мобильных телефонов, 1,2 млрд. мобильного широкополосного доступа, а 85% новых устройств уже может получить доступ к мобильной сети.
4. Технологии используются все более и более "облачные", способствуя быстрому росту онлайн-видео и мультимедиа. Сегодня уже кажется, что сеть имеет почти неограниченные возможности, предоставляемые почти бесплатно. Каждую секунду на YouTube загружается один час загрузки видео; более 250 миллионов фотографий отправляются на Facebook каждый день.
5. Открытость - сегодня представляет собой такие понятия, как открытый контент, открытые данные и открытые ресурсы, наряду с представлениями о прозрачности и легком доступе к данным и информации. Это уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания.
6. Правовые понятия собственности и частной жизни в интернете отстают от практики, распространенной в обществе. В эпоху, когда так много нашей информации, записей и цифрового контента находятся "в облаке", и часто эти "облака" находятся в других правовых системах, само понятие собственности размыто.
7. Реальные проблемы доступа, эффективности и пересмотр масштаба того, что мы понимаем под качеством и успехом. Доступ к обучению в любом виде все еще является проблемой в слишком многих частях мира, и эффективность системы обучения и учреждений образования в большей степени диктуются ожиданиями правительств. Инновации в доступности и изменениях в области образования становятся все чаще присущими в "неожиданных" частях мира, включая Индию, Китай и центральную Африку.
8. Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучения и образование, изменяя наше представление о грамотности. Учреждения образования должны придавать большее значение тому факту, что каждый добавляет к миру, в котором информация есть везде, свою собственную уникальность. В таком мире решения и способность оценивать достоверность информации и средств массовой информации имеют первостепенное значение.
9. Существует рост неформального обучения, в связи с чем школами, университетами пересматриваются индивидуальные потребности каждого обучаемого, что влияет также на сам процесс обучения Доверие, справедливость, контроль всех понятий не являются больше данностью, ведь большая часть обучения ведется вне рамок школьной системы.
10. Меняются бизнес-модели по образовательной экосистеме. Библиотеки глубоко переосмысляют свою миссию. Колледжи и университеты изо всех сил пытаются сократить расходы по всем направлениям. Образовательная экосистема меняется, что более всего наблюдается в издательской сфере, где очевидны попытки переосмысления книги в сравнении с теми последствиями, которые будут касаться всех аспектов обучения.
Спасибо, Елена Николаевна!
ОтветитьУдалитьОчень важное и своевременное заключение - "уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания"!
Про окраины очень точно.У нас опотоволокно еще не на полную мощность работает,а народ уже понял,что это за благо. Счастливчики хвастаются своими подвигами на больших скоростях в сети.Конечно,самым окраинным окраинам еще о таком мечтать и мечтать,шагать и шагать.
ОтветитьУдалитьЕлена, это важное заключение уже, как мне кажется, даже не так и актуально (я почувствовала это давно, работая в РАО). Ситуация такова - с одной стороны те, кто чувствуют себя "авторитетами" (и, соотв., истиной в последней инстанции), с другой - неотвратимо очевидные для других людей изменения, которые заставляют сильно усомниться в приоритете этих "авторитетов" (а на практике напрочь разрушают их!). Это болезненная ситуация для многих ученых, что, возможно, и вызывает у некоторых из них агрессивность и неприятие изменений. Может, поэтому так отстали?..
ОтветитьУдалитьИменно это я и подумала, когда прочла и полностью с этим согласна!
УдалитьДа, так и поняла. Еще очень нравится видеовыступление Майка Уэша (подпишусь под каждым его словом), дополняющее такую мысль об и тех, кто сам становится http://www.youtube.com/watch?v=ukwUolQFfCg&feature=player_embedded
УдалитьНекоторым, Ирина, хочу напомнить, что именно они поучаствовали в продвижении в родных краях оптоволокна! Может, в счастье каждого человека участвует сам человек? - это я к тому, что пока будут жить на Земле такие неуспокоенные, ратующие за людей и их благо Человеки, мечты будут осуществляться у многих!
ОтветитьУдалитьЕлена Николаевна, я внесла вас в список чудо-блогов. Подробности у меня в блоге, и уже, наверное, во всех библиотечных
ОтветитьУдалитьЕлена Николаевна, и в моем списке Чудо-блогов Вы есть.
ОтветитьУдалитьДорогие Елены! Что еще за "чудо" такое?! Бегу смотреть, а то погрязла в работе, голову свету белому не поднимаю, ничего не вижу-не слышу... Но в любом случае - спасибо! Буду продолжать "чудить"
ОтветитьУдалитьЕлена Николаевна, и от меня примите виртуальную награду "Чудо-блог!".
ОтветитьУдалитьКрасавицы Елены! Вы меня балуете!!! Спасибо вам огромное!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить