К основному контенту

Десять мета-трендов в обучении снова меня вдохновляют!


И снова черпаю вдохновение в сообщении блога Judy О'Коннелл и делюсь с читателями собственного блога!

Джуди задается вопросом о том, какой будет роль технологий в следующем десятилетии? - Мир стремительно меняется, заново меняя и преобразуя роль библиотек, практически рождая их заново. Университеты и школы уходят из лабораторий, как физического места" в мир технических устройств. Центральное место в обучении начинает занимать все то, что уже есть в мобильных телефонах...

Как можно подготовиться к этому процессу? - Прежде всего быть в курсе перемен! И в курсе перемен - эксперты-участники проекта Horizon, их систематически обновляемые выводы в последние десять лет стали настолько верными, что этот проект вполне может считаться самой верными исследованиями в области новых технологий в мире образования. За 10 прошедших лет эксперты перешли постепенно от размышлений к реальному представлению о происходящих обновлениях и преобразованиях в области технологий и их влияния на образовательные процессы, что в конечном счете их можно считать реальными Мета-Трендами.

Эксперты выделили 28 мета-трендов, из которых десять являются наиболее значимыми в своем влиянии на образование.

1. Сфера труда приобретает все более глобальный и все более коллективный характер. Поскольку все больше и больше компаний начинают действовать на мировом рынке, сотрудничество в группах и командах теперь не зависит от того, где географически находятся люди, и к какой культуре они принадлежат.

2. Люди хотят работать, учиться, общаться и играть когда и где они хотят. Все больше людей владеют более чем одним устройством, используя компьютер, смартфон, планшет, "читалку". Они ожидают удобства работы во всех своих устройствах.

3. Интернет становится глобальной мобильной сетью не только в развитых страна[, но и на их "окраинах". В настоящее время насчитывается более 6 миллиардов активных мобильных телефонов, 1,2 млрд. мобильного широкополосного доступа, а 85% новых устройств уже может получить доступ к мобильной сети.

4. Технологии используются все более и более "облачные", способствуя быстрому росту онлайн-видео и мультимедиа. Сегодня уже кажется, что сеть имеет почти неограниченные возможности, предоставляемые почти бесплатно. Каждую секунду на YouTube загружается один час загрузки видео; более 250 миллионов фотографий отправляются на Facebook каждый день.

5. Открытость - сегодня представляет собой такие понятия, как открытый контент, открытые данные и открытые ресурсы, наряду с представлениями о прозрачности и легком доступе к данным и информации. Это уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания.

6. Правовые понятия собственности и частной жизни в интернете отстают от практики, распространенной в обществе. В эпоху, когда так много нашей информации, записей и цифрового контента находятся "в облаке", и часто эти "облака" находятся в других правовых системах, само понятие собственности размыто.

7. Реальные проблемы доступа, эффективности и пересмотр масштаба того, что мы понимаем под качеством и успехом. Доступ к обучению в любом виде все еще является проблемой в слишком многих частях мира, и эффективность системы обучения и учреждений образования в большей степени диктуются ожиданиями правительств. Инновации в доступности и изменениях в области образования становятся все чаще присущими в "неожиданных" частях мира, включая Индию, Китай и центральную Африку.

8. Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучения и образование, изменяя наше представление о грамотности. Учреждения образования должны придавать большее значение тому факту, что каждый добавляет к миру, в котором информация есть везде, свою собственную уникальность. В таком мире решения и способность оценивать достоверность информации и средств массовой информации имеют первостепенное значение.

9. Существует рост неформального обучения, в связи с чем школами, университетами пересматриваются индивидуальные потребности каждого обучаемого, что влияет также на сам процесс обучения Доверие, справедливость, контроль всех понятий не являются больше данностью, ведь большая часть обучения ведется вне рамок школьной системы.

10. Меняются бизнес-модели по образовательной экосистеме. Библиотеки глубоко переосмысляют свою миссию. Колледжи и университеты изо всех сил пытаются сократить расходы по всем направлениям. Образовательная экосистема меняется, что более всего наблюдается в издательской сфере, где очевидны попытки переосмысления книги в сравнении с теми последствиями, которые будут касаться всех аспектов обучения.

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...