К основному контенту

Десять мета-трендов в обучении снова меня вдохновляют!


И снова черпаю вдохновение в сообщении блога Judy О'Коннелл и делюсь с читателями собственного блога!

Джуди задается вопросом о том, какой будет роль технологий в следующем десятилетии? - Мир стремительно меняется, заново меняя и преобразуя роль библиотек, практически рождая их заново. Университеты и школы уходят из лабораторий, как физического места" в мир технических устройств. Центральное место в обучении начинает занимать все то, что уже есть в мобильных телефонах...

Как можно подготовиться к этому процессу? - Прежде всего быть в курсе перемен! И в курсе перемен - эксперты-участники проекта Horizon, их систематически обновляемые выводы в последние десять лет стали настолько верными, что этот проект вполне может считаться самой верными исследованиями в области новых технологий в мире образования. За 10 прошедших лет эксперты перешли постепенно от размышлений к реальному представлению о происходящих обновлениях и преобразованиях в области технологий и их влияния на образовательные процессы, что в конечном счете их можно считать реальными Мета-Трендами.

Эксперты выделили 28 мета-трендов, из которых десять являются наиболее значимыми в своем влиянии на образование.

1. Сфера труда приобретает все более глобальный и все более коллективный характер. Поскольку все больше и больше компаний начинают действовать на мировом рынке, сотрудничество в группах и командах теперь не зависит от того, где географически находятся люди, и к какой культуре они принадлежат.

2. Люди хотят работать, учиться, общаться и играть когда и где они хотят. Все больше людей владеют более чем одним устройством, используя компьютер, смартфон, планшет, "читалку". Они ожидают удобства работы во всех своих устройствах.

3. Интернет становится глобальной мобильной сетью не только в развитых страна[, но и на их "окраинах". В настоящее время насчитывается более 6 миллиардов активных мобильных телефонов, 1,2 млрд. мобильного широкополосного доступа, а 85% новых устройств уже может получить доступ к мобильной сети.

4. Технологии используются все более и более "облачные", способствуя быстрому росту онлайн-видео и мультимедиа. Сегодня уже кажется, что сеть имеет почти неограниченные возможности, предоставляемые почти бесплатно. Каждую секунду на YouTube загружается один час загрузки видео; более 250 миллионов фотографий отправляются на Facebook каждый день.

5. Открытость - сегодня представляет собой такие понятия, как открытый контент, открытые данные и открытые ресурсы, наряду с представлениями о прозрачности и легком доступе к данным и информации. Это уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания.

6. Правовые понятия собственности и частной жизни в интернете отстают от практики, распространенной в обществе. В эпоху, когда так много нашей информации, записей и цифрового контента находятся "в облаке", и часто эти "облака" находятся в других правовых системах, само понятие собственности размыто.

7. Реальные проблемы доступа, эффективности и пересмотр масштаба того, что мы понимаем под качеством и успехом. Доступ к обучению в любом виде все еще является проблемой в слишком многих частях мира, и эффективность системы обучения и учреждений образования в большей степени диктуются ожиданиями правительств. Инновации в доступности и изменениях в области образования становятся все чаще присущими в "неожиданных" частях мира, включая Индию, Китай и центральную Африку.

8. Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучения и образование, изменяя наше представление о грамотности. Учреждения образования должны придавать большее значение тому факту, что каждый добавляет к миру, в котором информация есть везде, свою собственную уникальность. В таком мире решения и способность оценивать достоверность информации и средств массовой информации имеют первостепенное значение.

9. Существует рост неформального обучения, в связи с чем школами, университетами пересматриваются индивидуальные потребности каждого обучаемого, что влияет также на сам процесс обучения Доверие, справедливость, контроль всех понятий не являются больше данностью, ведь большая часть обучения ведется вне рамок школьной системы.

10. Меняются бизнес-модели по образовательной экосистеме. Библиотеки глубоко переосмысляют свою миссию. Колледжи и университеты изо всех сил пытаются сократить расходы по всем направлениям. Образовательная экосистема меняется, что более всего наблюдается в издательской сфере, где очевидны попытки переосмысления книги в сравнении с теми последствиями, которые будут касаться всех аспектов обучения.

Комментарии

  1. Спасибо, Елена Николаевна!
    Очень важное и своевременное заключение - "уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания"!

    ОтветитьУдалить
  2. Про окраины очень точно.У нас опотоволокно еще не на полную мощность работает,а народ уже понял,что это за благо. Счастливчики хвастаются своими подвигами на больших скоростях в сети.Конечно,самым окраинным окраинам еще о таком мечтать и мечтать,шагать и шагать.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, это важное заключение уже, как мне кажется, даже не так и актуально (я почувствовала это давно, работая в РАО). Ситуация такова - с одной стороны те, кто чувствуют себя "авторитетами" (и, соотв., истиной в последней инстанции), с другой - неотвратимо очевидные для других людей изменения, которые заставляют сильно усомниться в приоритете этих "авторитетов" (а на практике напрочь разрушают их!). Это болезненная ситуация для многих ученых, что, возможно, и вызывает у некоторых из них агрессивность и неприятие изменений. Может, поэтому так отстали?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно это я и подумала, когда прочла и полностью с этим согласна!

      Удалить
    2. Да, так и поняла. Еще очень нравится видеовыступление Майка Уэша (подпишусь под каждым его словом), дополняющее такую мысль об и тех, кто сам становится http://www.youtube.com/watch?v=ukwUolQFfCg&feature=player_embedded

      Удалить
  4. Некоторым, Ирина, хочу напомнить, что именно они поучаствовали в продвижении в родных краях оптоволокна! Может, в счастье каждого человека участвует сам человек? - это я к тому, что пока будут жить на Земле такие неуспокоенные, ратующие за людей и их благо Человеки, мечты будут осуществляться у многих!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена Николаевна, я внесла вас в список чудо-блогов. Подробности у меня в блоге, и уже, наверное, во всех библиотечных

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Николаевна, и в моем списке Чудо-блогов Вы есть.

    ОтветитьУдалить
  7. Дорогие Елены! Что еще за "чудо" такое?! Бегу смотреть, а то погрязла в работе, голову свету белому не поднимаю, ничего не вижу-не слышу... Но в любом случае - спасибо! Буду продолжать "чудить"

    ОтветитьУдалить
  8. Елена Николаевна, и от меня примите виртуальную награду "Чудо-блог!".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Красавицы Елены! Вы меня балуете!!! Спасибо вам огромное!

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.