К основному контенту

Десять мета-трендов в обучении снова меня вдохновляют!


И снова черпаю вдохновение в сообщении блога Judy О'Коннелл и делюсь с читателями собственного блога!

Джуди задается вопросом о том, какой будет роль технологий в следующем десятилетии? - Мир стремительно меняется, заново меняя и преобразуя роль библиотек, практически рождая их заново. Университеты и школы уходят из лабораторий, как физического места" в мир технических устройств. Центральное место в обучении начинает занимать все то, что уже есть в мобильных телефонах...

Как можно подготовиться к этому процессу? - Прежде всего быть в курсе перемен! И в курсе перемен - эксперты-участники проекта Horizon, их систематически обновляемые выводы в последние десять лет стали настолько верными, что этот проект вполне может считаться самой верными исследованиями в области новых технологий в мире образования. За 10 прошедших лет эксперты перешли постепенно от размышлений к реальному представлению о происходящих обновлениях и преобразованиях в области технологий и их влияния на образовательные процессы, что в конечном счете их можно считать реальными Мета-Трендами.

Эксперты выделили 28 мета-трендов, из которых десять являются наиболее значимыми в своем влиянии на образование.

1. Сфера труда приобретает все более глобальный и все более коллективный характер. Поскольку все больше и больше компаний начинают действовать на мировом рынке, сотрудничество в группах и командах теперь не зависит от того, где географически находятся люди, и к какой культуре они принадлежат.

2. Люди хотят работать, учиться, общаться и играть когда и где они хотят. Все больше людей владеют более чем одним устройством, используя компьютер, смартфон, планшет, "читалку". Они ожидают удобства работы во всех своих устройствах.

3. Интернет становится глобальной мобильной сетью не только в развитых страна[, но и на их "окраинах". В настоящее время насчитывается более 6 миллиардов активных мобильных телефонов, 1,2 млрд. мобильного широкополосного доступа, а 85% новых устройств уже может получить доступ к мобильной сети.

4. Технологии используются все более и более "облачные", способствуя быстрому росту онлайн-видео и мультимедиа. Сегодня уже кажется, что сеть имеет почти неограниченные возможности, предоставляемые почти бесплатно. Каждую секунду на YouTube загружается один час загрузки видео; более 250 миллионов фотографий отправляются на Facebook каждый день.

5. Открытость - сегодня представляет собой такие понятия, как открытый контент, открытые данные и открытые ресурсы, наряду с представлениями о прозрачности и легком доступе к данным и информации. Это уход от тенденции приоритета авторитетных источников, которые утрачивают свой "авторитет", т.к. появились разные формы проверки истинности получаемого знания.

6. Правовые понятия собственности и частной жизни в интернете отстают от практики, распространенной в обществе. В эпоху, когда так много нашей информации, записей и цифрового контента находятся "в облаке", и часто эти "облака" находятся в других правовых системах, само понятие собственности размыто.

7. Реальные проблемы доступа, эффективности и пересмотр масштаба того, что мы понимаем под качеством и успехом. Доступ к обучению в любом виде все еще является проблемой в слишком многих частях мира, и эффективность системы обучения и учреждений образования в большей степени диктуются ожиданиями правительств. Инновации в доступности и изменениях в области образования становятся все чаще присущими в "неожиданных" частях мира, включая Индию, Китай и центральную Африку.

8. Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучения и образование, изменяя наше представление о грамотности. Учреждения образования должны придавать большее значение тому факту, что каждый добавляет к миру, в котором информация есть везде, свою собственную уникальность. В таком мире решения и способность оценивать достоверность информации и средств массовой информации имеют первостепенное значение.

9. Существует рост неформального обучения, в связи с чем школами, университетами пересматриваются индивидуальные потребности каждого обучаемого, что влияет также на сам процесс обучения Доверие, справедливость, контроль всех понятий не являются больше данностью, ведь большая часть обучения ведется вне рамок школьной системы.

10. Меняются бизнес-модели по образовательной экосистеме. Библиотеки глубоко переосмысляют свою миссию. Колледжи и университеты изо всех сил пытаются сократить расходы по всем направлениям. Образовательная экосистема меняется, что более всего наблюдается в издательской сфере, где очевидны попытки переосмысления книги в сравнении с теми последствиями, которые будут касаться всех аспектов обучения.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: