вторник, ноября 29, 2011

Анкета "Как библиотекарю работать с детьми по-новому?"

Интересно, а как думают сами библиотекари о том, как им надо изменить свою работу в плане использования технологий в повседневной практике? Сделала небольшую презентацию. Буду благодарна, если зайдете и заполните.

АНКЕТА Как библиотекарю работать с детьми по-новому?

воскресенье, ноября 27, 2011

Общение, творчество, сотрудничество: Поддержка библиотеками потребностей подростков с помощью технологий


Социальные сервисы Веб 2.0, вошедшие в повседневную жизнь подростков во всем мире, постепенно становятся неотъемлемой частью жизни и библиотекарей, работающих с этой возрастной группой.

Библиотечные блоги, странички в Twitter, в Facebook, вКонтакте, вот уже и вики-среда, если еще не объединяют библиотекарей и подростков в совместной деятельности по активизации чтения, привитию любви к книге, формированию информационной грамотности и культуры, то некоторый мостик между ними явно наводится Примерами чего могут служить, напр., уже два года как бурно развивающие отечественную блогосферу школьные библиотекари, создание и развитие проекта детских библиотек ВикиСибириаДа, др.

Но для большинства отечественных библиотекарей технологии так и остаются дополнением к привычным услугам и еще не считается неотъемлемой частью обслуживания подростков-читателей.
Это отражается на посещаемости библиотек подростками, которая катастрофически падает из-за непонимания библиотекарями (нежелания понимать?), каким образом, какими формами и приемами с использованием срвисов Веб 2.0, библиотеки, работающие с подростками, должны поддерживать сегодня основные их потребности в общении, сотрудничестве и творчестве?

Обратила внимание в информации о новых библиотечных курсах, предлагаемых к проведению Библиотечной Ассоциацией (YALSA), на расставленные акценты в обучении:
* необходимость интегрировать технологии в предоставляемые библиотечные услуги, в каждый аспект библиотечной работы с подростками-читателями
* использование широкого спектра инструментов и устройств, включая мобильные технологии и ПО для считывания на них разнообразного контента
* формирование в процессе работы с подростками их способности к решению проблем, принятию собственных решений, развитие критического мышления и интереса к исследованиям и обучению

Участники обучения
* Узнают, как подростки используют технологии в своей повседневной жизни и обучении
* Разберутся с тем, как убеждать администрации, коллег, родителей и членов местных сообществ для полной поддержки ими процесса интеграции технологий библиотеки в работу с подростками
* Узнают, как интегрировать технологии в целях поддержки различных традиционных библиотечных услуг в работе с подростками, включая формирование фонда, консультации и виртуальные справки чмтателям, помощь в выполнении домашних заданий с использованием технологий и менеджмент
* Познакомятся с идеями о том, как вовлечь подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой


Источник: Библиотекари учатся

пятница, ноября 25, 2011

Вики-вики - "Учебный детский сад на всю жизнь"


"Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом" (С.Пейперт)

Итак, сегодня состоялось мое сообщение в РГДБ, презентацию которого опубликовала в предыдущем сообщении. За приглашение выступить здесь, где сегодня идет ремонт, где сотрудники находятся в состоянии противостояния (кто "за" перемены, а кто "против"), где идет переосмысление каждым сотрудником всего, что связано с выбором дальнейшего вектора развития библиотеки... - спасибо Наталье Владимировне Бубекиной, "крестной маме" моей диссертации в той ее части, что связана со школьными библиотеками-медиатеками...

Говорила про удобство платформы вики-вики, которая позволяет собрать все социальные сервисы под одним "зонтиком", про разницу между возможностями блогосферы и вики-среды (уровень самооценивания -->уровень самореализации в совместной работе), про то, что это среда - прекрасная возможность думать, действовать, общаться, сотрудничать, творить, строить структуры собственного интеллекта, обучаться, обучаться, обучаться... Опиралась на таксономию Блума и пирамиду Маслоу в попытке пояснить, что самореализация - высший уровень потребностей современных подростков, которые находятся в Сети постоянно...

Слушали меня, похоже, со вниманием. Некоторые даже комментировали по ходу некоторые моменты, соотнося увиденное и услышанное из приводимых примеров работы детских библиотекарей в ВикиСибириаДе с возможностью организации собственной новой деятельности с книгой и читателями у себя в библиотеке. Конечно возник вопрос о достоверности Википедии (привела общеизвестные примеры сравнения Британики с Википедией по части ошибок в пользу Википедии, поговорили о наличии и становлении вики-"экспертов"), о том, могу ли я сама сегодня жить вне интернета, нет ли у меня "интернет-зависимости" (поспешила заверить, что интернет-зависимой себя не ощущаю, но и лишать себя радости общения и творчества в Сети не намерена, во всяком случае в ближайшее время)...

Но некоторым участникам спорным и даже "ошеломляющим" показался тезис моей презентации, связанный с утверждением французских блоггеров, определивших место потребности подростков-читателей в поиске информации и в использовании электронной почты как естественной их потребности, стоящей в основании пирамиды Маслоу-2.0, т.е. на низшем уровне мышления высокого уровня (таксономия Блума). Вероятно, многие библиотекари находятся все еще во власти заблуждения, связанного с тем, что научение поиску информации детей-читателей - это главное в использовании библиотекой интернет-технологий.

Сегодня большинство отечественных библиотекарей не особенно задумываются о том, что потребность в самовыражении явно стала превалировать в шкале потребностей детей и подростков, встав в ней на высшую ступень. А с этим необходимо считаться, а, следовательно, думать о новых формах совместной работы, поддерживающих личностный рост подростков-читателей. И здесь - новое поле деятельности с социальными сервисами ребят-читателей.

И вики-вики - замечательный "учебный детский сад на всю жизнь"! Здесь хорошо и детям и взрослым!

четверг, ноября 24, 2011

Библиотекарь: Почему надо осваивать работу в вики-вики

Работы много, а я тут разболелась... Но уже, вроде, полегче, размещу презентацию своего выступления в РГДБ
Использовала материалы ВикиСибириаДы и Жени Патаракина.

вторник, ноября 08, 2011

Простой, но эффективный поступок: Подготовка к празднованию Всемирного Дня приветствий!


21 ноября отмечается «Всемирный день приветствий». В связи с этим в ВикиСибириаДе участники зайдут на каждую страничку детских библиотекарей, чтобы оставить свое доброе слово коллеге в Обсуждении к его страничке Участника.

Странички Участников можно найти здесь

21 ноября будут подведены итоги и подвергнется анализу сетевое взаимодействие детских и школьных библиотекарей! Так что поддержим друг друга, посетив с добрым словом до 21 ноября странички коллег!


Этот День проводится с 1973 года.
Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. «Нужен простой, но эффективный поступок», - решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять! Эта идея была поддержана и руководителями государств, и простыми людьми. С тех пор каждый год 21 ноября отмечается «Всемирный день приветствий», радостных эмоций и хорошего настроения.

Источник

пятница, ноября 04, 2011

Библиотечные посиделки: Говорим о Веб 2.0

В процессе нашего дистанционного обучения детских и школьных библиотекарей работе в вики-проектах начался серьезный разговор о сервисах Веб 2.0

Мы начали этот разговор с цитаты:
Сердце Библиотеки 2.0 - пользователецентристские изменения, т.е. ориентированные (или зацикленные) на пользователя. Это модель библиотечных услуг, поощряющая постоянные и целесообразные изменения, приглашающая пользователя принять участие в создании необходимых ему физических и виртуальных услуг. Смысл данной модели заключается в привлечении новых пользователей и удержании старых тем, что они сами могут предложить какие-либо мысли по улучшению существующих сервисов или созданию новых....

Оксана Алексеева:
Библиотека 2.0,основанная на веб-технологиях, предоставляет возможности быстрой и удобной работы с использованием самых современных сервисов и программ. Это технологии, позволяющие активно сотрудничать в он-лайн сообществах и получать,распространять необходимую информацию. Это прекрасная возможность идти в ногу со своими пользователями и предлагать им информационные ресурсы в разнообразном виде и удобном формате. Это место,где посетители могут получить желаемое и сами поучаствуют в создании информационного ресурса. Это ШАГ ВПЕРЕД среди многообразия Сетевых ресурсов,деятельность на пользу себе и читателям. Это инновационная деятельность, основанная на принципах доступности,открытости.Это возможность повысить социальную активность относительно библиотек.

Кубрак Наталья:
С какими-то сервисами до обучения была знакома, пользовалась ими при наполнении своего блога Но честно сказать, о понятии Веб 2.0 не знала ничего. Сейчас это для меня уже не пустой звук. Кстати, блог является хорошим дополнением к сайту, он менее официален и торжественен, мобилен, направлен на детей. В этом очень помогают все эти "интернетные примочки" в виде сервисов. А с Вики я вообще не была знакома. Очень интересно, единственное, что смущает - как обучить детей Вики. Как это сделать увлекательно?

Natalja:
Позвольте не поверить тем, кто говорит, что до всего дошел сам! Сам можешь только методом тыка, если ты не математик. В силу своих максималистских взглядов не понимаю, как такие "чайники", как я могут обучать детей! Ведь первое "не получилось" от ребенка - и ты сам беспомощен. Я работала 20 лет учителем, но готовила каждый урок 3-4 часа при полном понимании сути предмета. А что делать, когда я провожу 3-4 часа в день сейчас без всякого результата? Жить осталось не очень много - теряю время!

Российская библиотека способна обучать, а не только проводить досуговую деятельность

Разрыв, существующий между лидерами в области интернет-технологий и теми, кто находится на противоположном конце их освоенности, может и должен сокращаться за счет развития компетентностей и роста профессионализма сотрудников библиотек, и, прежде всего, школьных и детских. На сегодня это просто насущная потребность школы для выполнения задач обеспечения каждому участнику педагогического процесса доступа к цифровым возможностям - сервисам Веб 2.0, ресурсам, общению, обучению. В школе - это архиважно!

Библиотекарь России, так же как и любой другой страны, способен выстраивать в своем образовательном учреждении не только "досуговую деятельность" - ставить спектакли и "водить хороводы вокруг стеллажей", заменяя продленку (этим, вроде другие люди и организации заниматься должны), а через обучение коллег-учителей, через групповые занятия - не только очные, но, прежде всего, дистанционные - внедрять информационную грамотность и культуру в свое образовательное учреждение, консультируя педагогов и поощряя школьников в их самостоятельных исследованиях, предоставляя им виртуальные справочные услуги.

Вот как это происходит в США (исследование "Цифровая грамотность и публичные библиотеки США"):
79% публ.библиотек США проводят неформальные тренинги пользователей
38% - формализованные регулярные групповые занятия (классы)
30% - онлайновые обучения-тренинги
28% - индивидуальные (один на один, в назначенное время) инструктажи-обучение
и только 13% из них не проводят тренингов совсем

Те 38%, которые регулярно проводят целевое обучение, проводят их по следующим темам:
94% - общие принципы пользования Интернет (в т.ч. пользование электронной почтой)
93% - общие компьютерные навыки (в т.ч. "секреты" пользования мышкой или клавиатурой)
82% - поиски информации в интернете и базовые навыки пользования офисным ПО
80% - использование отдельных офисных программ (word, spreadsheets, пр.)
Более 50% - как пользоваться библиотечным каталогом и онлайновыми ресурсами
48% - как искать работу, создавать резюме и другую "карьера-ориентированную" информацию

52 миллиона пользователей получили помощь библиотекарей и библиотек в учениях-тренингах, из них 16 миллионов - прошли обучение вот в таких классах по программам библиотек. Там, где библиотеке трудно собрать пользователей физически в своих стенах, работали мобильные тренинговые центры. Особое внимание библиотеки обращают на такие группы пользователей, как сельское население, социально необеспеченные слои, национальные меньшинства. Более 1млн.200 тыс. таких пользователей получили навыки пользования Интернет ...

Источник
Нашла вот здесь

четверг, ноября 03, 2011

Ноябрь уж на дворе... А что осталось в Октябре?!

Медленно, но верно пробираются обучающиеся нелегкими дорожками нашего дистанционного обучения все еще уже... по Модулю Второму.
Вот, кажется, что только начали обучаться детские и школьные библиотекари по курсу "Детские библиотекари в вики-проектах" - и всего-то прошло чуть больше двух недель, а они столько уже освоили!

Попыталась собрать воедино эту деятельность в ВикиСибириаДе, проводимую в октябре. В основном, можно сказать, что все, что творилось (от слова "ТВОРЧЕСТВО)в этот месяц, связанное с обучением в вики-среде, библиотекари почти завершили (ну почти все завершили). А это была работа в рамках Первого Модуля - участники обучения создавали свои странички Участника с презентациями, чатами, гугл-картами, ссылками на вики-газету, вики-проект, 3D-книги, странички своих библиотек, странички Читательских дневников....

Итак, читаем все сообщения о том, что происходило в октябре, ЗДЕСЬ

Всех - с праздником единения!
Хорошего отдыха в эти выходные!

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails