Два года как vip-гостья очередного массового действа, инициированного РШБА, произнесла в поддержку библиотекарей школ важные слова что-то вроде таких: "Быть в школе библиотекарю-педагогу!", и целых двадцать, как эта идея муссируется в умах людей, не очень близко стоящих от школы, вероятно именно это так сильно влияет на целый ряд недопониманий многими вокруг, что же конкретно надо изменить и зачем библиотекарю школы новый статус "педагога"... Подчеркну, что наше общее желание хоть что-то сдвинуть с мертвой точки в развитии школьной библиотеки и позиции, которую занимает в ней собственно библиотекарь, сталкиваются с... нет, не с сопротивлением, скорее, с попыткой разобраться, а зачем библиотекарю школы так вдруг стало необходимо новое название его должности - "библиотекарь-педагог" (правда, , видимо, ошибаясь по Фрейду, некоторые пишут так - "педагог-библиотекарь")?!
Причину возможного утверждения новой должности (пока далеко не "статуса"!) вижу только вот в чем - нищета библиотекарей вообще и школьных, в частности, которая уже стала притчей во языцех. Платили бы библиотекарю, как информационному специалисту тысяч 20-30 рублей в месяц, думаю, все вопросы по новому статусу отпали бы сами собой...
Думается, что сегодня библиотекари понимают, что новый статус вряд ли принесет им дополнительное финансирование (если только не удастся оторвать от педагогов-предметников оплату внеклассных занятий), т.к. в основном, у директоров школ отношение к такой новой должности отрицательное (они вовсе не возражают против должности «информационного какого-то работника», но не видят его в библиотекаре, который «пусть возится себе с учебниками и отбирает ЦОРы»). Но "с паршивой овцы хоть шерсти клок" - хоть отдохнуть по-человечески дадут летом (в соответствии с отпуском педагога)!
Теперь еще раз предлагаю всмотреться (тем предлагаю, кто понимает, что речь идет о ШКОЛЬНОЙ библиотеке, не о ДЕТСКОЙ или о Публичной) в проект Нового Стандарта, где четко прописан "информационно-библиотечный центр"! Что из этого следует?! - Что выстраивать доказательства ВСЕМ вокруг необходимости существования нового библиотекаря, возможно, и "библиотекаря-педагога" вводить имеет смысл с точки зрения изменившейся его деятельности в этом новом информационно-библиотечном центре школы... А запустить анкету с прямым вопросом «Вы ЗА изменение статуса школьного библиотекаря на "библиотекаря-педагога" или Против - ну, ей Богу, это значит получить… весьма некорректные данные! Правда, ими тоже можно везде размахивать в доказательство необходимости изменения "статуса", но, может быть, прежде попытаться подкорректировать вопросы, вложить в Анкету какие-то смысловые, содержательные?!. Чтобы поняли те, кто принимают решения, о чем же идет конкретно речь?!
Я сочувствую людям - школьным библиотекарям, терпению которых удивляюсь.
Я горжусь теми из них, кто поднялся над собой, собственными тяжелыми усилиями освоив новые интернет-технологии, кто начал обучать педагогов-коллег своих школ тому, чему научился сам, кто разобрался, что сила во взаимодействии с коллективом, в убеждении своего директора в важности библиотекаря и его образовательной деятельности, работающей на повышение качества обучения детей-учащихся...
Я очень хочу, чтобы любой статус принес школьному библиотекарю нормальную человеческую зарплату и отпуск, в котором действительно, можно отдохнуть!
Но я также понимаю, что при переходе на самостоятельность директора школ, как никогда ранее, будут считать деньги. И будут платить за КАЧЕСТВО работы, а качество работы КАЖДОГО сотрудника в школе - это прежде всего - качество обучения УЧАЩИХСЯ конкретной школы, которое давно не ограничивается одними уроками!
Послесловие: Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 мая 2011 г. О внесении изменения в Единый квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ опубликован...
Сегодня еще есть возможность разъяснять своим директорам и педколлективам своих школ необходимость наличия нового специалиста, продвигающего в школе информационную грамотность и культуру, т.к. мир изменился, в Стандарт вошел новый информационно-библиотечный центр, появилась необходимость обучения и консультаций учителей и учащихся интернет-технологиям, поддержки их проектно-исследовательской деятельности (все есть в Стандарте общего образования!). Делать это можно спокойно (почему нет?!), уверенно (кто это может делать в школе лучше вас - библиотекари?!), находя поддержку в коллективе (который увидел, чего вы достигли, обучившись и внедрив технологии в свою библиотечную работу!).
Делать это необходимо только для одного - пытаться влиять на формирование его собственной потребности в специалисте нового школьного информационно-библиотечного центра! Судя по развивающимся событиям - надеяться не на кого!
Елена, я по поводу анкеты "библиотекарь-педагог". Вариант, который Вы составили, уже правится. Думаю, что окончательного официального утверждения с отмашкой не будет, т.к. проводимый опрос - это инициатива сообщества и проводится собственными силами. Так что любой вариант анкеты на текущий момент может быть использован для проведения опроса. Если Вы считаете, что нужно зафиксировать окончательный вариант анкеты и дать "отмашку", то мы готовы официально дать объявление на портал РШБА о проведении анкетирования, да и в блогах, думаю, идею размножим. Важно не упустить время - в июне экзамены-учебники-выпускные-отпуска начинаются, потом до августа никого не соберешь. Да и круглый стол в Госдуме, скорее всего, должен состояться до "летних каникул" парламента. А поэтому первые результаты хорошо бы получить в первой декаде июня. Тогда основную массу можно "подогреть" к августовским педсоветам, когда будут проходить в школах обсуждения последнего проекта ФЗ "Об образовании в России". Что Вы думаете на этот счёт?
ОтветитьУдалитьКем правится? В вики можно видеть историю правок - кто, когда. Если считаете, что все уже вопросы учтены - заполняйте гугл-форму и вперед - размещайте ссылку на своем сайте, рассылайте в рассылках, блоггеры помогут. Главное, понимать, для чего, какие выводы из ответов, могут помочь разобраться в истинном положении дел, в необходимости перемен
ОтветитьУдалитьЧУМработница комментирует...
ОтветитьУдалитьНеприятие учителей введением этой должности уже сейчас присутствует. Учителя в принципе себя как касту позиционируют,знаю не понаслышке (сама из учительской семьи и всю жизнь в школе). Принять в свои ряды людей,даже нагрузки не имеющих,а зачастую-и педобразования - нонсенс.Даже тем,кто,не дожидаясь указов сверху,сам себе этот статус отвоевал,приходится каждый день свою состоятельность как педагога отстаивать. То,что ответственность и требования к библиотекарю возрастут в разы с новой должностью-однозначно. За выдачу учебников и массовые мероприятия большой отпуск и зарплату педагога вряд ли получим,в этом права Е.Н. НО,чтобы требовать от людей бОльшего,надо и труд их оценивать по-другому:вот такой замкнутый круг.
10 мая 2011 г. 23:49
Попыталась поразбираться, что можно извлечь из заданных в Анкете в вики среде вопросов. Вот что получилось: скорее всего, результаты данной анкеты помогут ответить на вопросы (при массовом, конечно, охвате участников): Какие виды деятельности "видят" библиотекари школ в своей работе в новом качестве Какие формы и методы работы в новом качестве библиотекари считают для себя приемлемыми Чего недостает (какого оборудования, доступа к Интернет, ...) современным школьным библиотекам на сегодня для внедрения новой должности Какие льготы в новой должности видят сами библиотекари Считают ли сами библиотекари, что они справятся с новой ролью библиотекаря-педагога Каким образом должен быть организован профессиональный рост библиотекаря
ОтветитьУдалитьhttp://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9
Всем-всем! Должность "педагог-библиоеткарь" - это калька от англ. "teacher-librarian" или сокращенно - TL. Именно так именуются за рубежом наши коллеги. Хотя, справедливости ради отметим, что введение такого названия не полностью решило вопросы фактического статуса школьного библиоеткаря. Все-таки, дело не толкьо в названии...
ОтветитьУдалитьИ это - абсолютно верно! Посмотрите, какие высшие учебные заведения готовят библиотекарей-педагогов в Астралии (мы ее вроде как за основу и пример взяли в наших разговорах из-за ее продвинутости в области ИКТ) - в школе информатикии при Университете, на факультете вычислительной техники и информатики Технологического Университета и еще в одном Университете Астралии! ну и о чем это говорит, как не о том, что имеют они в виду под "библиотекарем-педагогом" совсем другое, нежели наши вип-персоны и иже с ними...
ОтветитьУдалить