К основному контенту

Что вначале - Яйцо или Курица?!


Два года как vip-гостья очередного массового действа, инициированного РШБА, произнесла в поддержку библиотекарей школ важные слова что-то вроде таких: "Быть в школе библиотекарю-педагогу!", и целых двадцать, как эта идея муссируется в умах людей, не очень близко стоящих от школы, вероятно именно это так сильно влияет на целый ряд недопониманий многими вокруг, что же конкретно надо изменить и зачем библиотекарю школы новый статус "педагога"... Подчеркну, что наше общее желание хоть что-то сдвинуть с мертвой точки в развитии школьной библиотеки и позиции, которую занимает в ней собственно библиотекарь, сталкиваются с... нет, не с сопротивлением, скорее, с попыткой разобраться, а зачем библиотекарю школы так вдруг стало необходимо новое название его должности - "библиотекарь-педагог" (правда, , видимо, ошибаясь по Фрейду, некоторые пишут так - "педагог-библиотекарь")?!

Причину возможного утверждения новой должности (пока далеко не "статуса"!) вижу только вот в чем - нищета библиотекарей вообще и школьных, в частности, которая уже стала притчей во языцех. Платили бы библиотекарю, как информационному специалисту тысяч 20-30 рублей в месяц, думаю, все вопросы по новому статусу отпали бы сами собой...

Думается, что сегодня библиотекари понимают, что новый статус вряд ли принесет им дополнительное финансирование (если только не удастся оторвать от педагогов-предметников оплату внеклассных занятий), т.к. в основном, у директоров школ отношение к такой новой должности отрицательное (они вовсе не возражают против должности «информационного какого-то работника», но не видят его в библиотекаре, который «пусть возится себе с учебниками и отбирает ЦОРы»). Но "с паршивой овцы хоть шерсти клок" - хоть отдохнуть по-человечески дадут летом (в соответствии с отпуском педагога)!

Теперь еще раз предлагаю всмотреться (тем предлагаю, кто понимает, что речь идет о ШКОЛЬНОЙ библиотеке, не о ДЕТСКОЙ или о Публичной) в проект Нового Стандарта, где четко прописан "информационно-библиотечный центр"! Что из этого следует?! - Что выстраивать доказательства ВСЕМ вокруг необходимости существования нового библиотекаря, возможно, и "библиотекаря-педагога" вводить имеет смысл с точки зрения изменившейся его деятельности в этом новом информационно-библиотечном центре школы... А запустить анкету с прямым вопросом «Вы ЗА изменение статуса школьного библиотекаря на "библиотекаря-педагога" или Против - ну, ей Богу, это значит получить… весьма некорректные данные! Правда, ими тоже можно везде размахивать в доказательство необходимости изменения "статуса", но, может быть, прежде попытаться подкорректировать вопросы, вложить в Анкету какие-то смысловые, содержательные?!. Чтобы поняли те, кто принимают решения, о чем же идет конкретно речь?!

Я сочувствую людям - школьным библиотекарям, терпению которых удивляюсь.

Я горжусь теми из них, кто поднялся над собой, собственными тяжелыми усилиями освоив новые интернет-технологии, кто начал обучать педагогов-коллег своих школ тому, чему научился сам, кто разобрался, что сила во взаимодействии с коллективом, в убеждении своего директора в важности библиотекаря и его образовательной деятельности, работающей на повышение качества обучения детей-учащихся...

Я очень хочу, чтобы любой статус принес школьному библиотекарю нормальную человеческую зарплату и отпуск, в котором действительно, можно отдохнуть!

Но я также понимаю, что при переходе на самостоятельность директора школ, как никогда ранее, будут считать деньги. И будут платить за КАЧЕСТВО работы, а качество работы КАЖДОГО сотрудника в школе - это прежде всего - качество обучения УЧАЩИХСЯ конкретной школы, которое давно не ограничивается одними уроками!


Послесловие: Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 мая 2011 г. О внесении изменения в Единый квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ опубликован...

Сегодня еще есть возможность разъяснять своим директорам и педколлективам своих школ необходимость наличия нового специалиста, продвигающего в школе информационную грамотность и культуру, т.к. мир изменился, в Стандарт вошел новый информационно-библиотечный центр, появилась необходимость обучения и консультаций учителей и учащихся интернет-технологиям, поддержки их проектно-исследовательской деятельности (все есть в Стандарте общего образования!). Делать это можно спокойно (почему нет?!), уверенно (кто это может делать в школе лучше вас - библиотекари?!), находя поддержку в коллективе (который увидел, чего вы достигли, обучившись и внедрив технологии в свою библиотечную работу!).
Делать это необходимо только для одного - пытаться влиять на формирование его собственной потребности в специалисте нового школьного информационно-библиотечного центра! Судя по развивающимся событиям - надеяться не на кого!

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: