К основному контенту

Что вначале - Яйцо или Курица?!


Два года как vip-гостья очередного массового действа, инициированного РШБА, произнесла в поддержку библиотекарей школ важные слова что-то вроде таких: "Быть в школе библиотекарю-педагогу!", и целых двадцать, как эта идея муссируется в умах людей, не очень близко стоящих от школы, вероятно именно это так сильно влияет на целый ряд недопониманий многими вокруг, что же конкретно надо изменить и зачем библиотекарю школы новый статус "педагога"... Подчеркну, что наше общее желание хоть что-то сдвинуть с мертвой точки в развитии школьной библиотеки и позиции, которую занимает в ней собственно библиотекарь, сталкиваются с... нет, не с сопротивлением, скорее, с попыткой разобраться, а зачем библиотекарю школы так вдруг стало необходимо новое название его должности - "библиотекарь-педагог" (правда, , видимо, ошибаясь по Фрейду, некоторые пишут так - "педагог-библиотекарь")?!

Причину возможного утверждения новой должности (пока далеко не "статуса"!) вижу только вот в чем - нищета библиотекарей вообще и школьных, в частности, которая уже стала притчей во языцех. Платили бы библиотекарю, как информационному специалисту тысяч 20-30 рублей в месяц, думаю, все вопросы по новому статусу отпали бы сами собой...

Думается, что сегодня библиотекари понимают, что новый статус вряд ли принесет им дополнительное финансирование (если только не удастся оторвать от педагогов-предметников оплату внеклассных занятий), т.к. в основном, у директоров школ отношение к такой новой должности отрицательное (они вовсе не возражают против должности «информационного какого-то работника», но не видят его в библиотекаре, который «пусть возится себе с учебниками и отбирает ЦОРы»). Но "с паршивой овцы хоть шерсти клок" - хоть отдохнуть по-человечески дадут летом (в соответствии с отпуском педагога)!

Теперь еще раз предлагаю всмотреться (тем предлагаю, кто понимает, что речь идет о ШКОЛЬНОЙ библиотеке, не о ДЕТСКОЙ или о Публичной) в проект Нового Стандарта, где четко прописан "информационно-библиотечный центр"! Что из этого следует?! - Что выстраивать доказательства ВСЕМ вокруг необходимости существования нового библиотекаря, возможно, и "библиотекаря-педагога" вводить имеет смысл с точки зрения изменившейся его деятельности в этом новом информационно-библиотечном центре школы... А запустить анкету с прямым вопросом «Вы ЗА изменение статуса школьного библиотекаря на "библиотекаря-педагога" или Против - ну, ей Богу, это значит получить… весьма некорректные данные! Правда, ими тоже можно везде размахивать в доказательство необходимости изменения "статуса", но, может быть, прежде попытаться подкорректировать вопросы, вложить в Анкету какие-то смысловые, содержательные?!. Чтобы поняли те, кто принимают решения, о чем же идет конкретно речь?!

Я сочувствую людям - школьным библиотекарям, терпению которых удивляюсь.

Я горжусь теми из них, кто поднялся над собой, собственными тяжелыми усилиями освоив новые интернет-технологии, кто начал обучать педагогов-коллег своих школ тому, чему научился сам, кто разобрался, что сила во взаимодействии с коллективом, в убеждении своего директора в важности библиотекаря и его образовательной деятельности, работающей на повышение качества обучения детей-учащихся...

Я очень хочу, чтобы любой статус принес школьному библиотекарю нормальную человеческую зарплату и отпуск, в котором действительно, можно отдохнуть!

Но я также понимаю, что при переходе на самостоятельность директора школ, как никогда ранее, будут считать деньги. И будут платить за КАЧЕСТВО работы, а качество работы КАЖДОГО сотрудника в школе - это прежде всего - качество обучения УЧАЩИХСЯ конкретной школы, которое давно не ограничивается одними уроками!


Послесловие: Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 мая 2011 г. О внесении изменения в Единый квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ опубликован...

Сегодня еще есть возможность разъяснять своим директорам и педколлективам своих школ необходимость наличия нового специалиста, продвигающего в школе информационную грамотность и культуру, т.к. мир изменился, в Стандарт вошел новый информационно-библиотечный центр, появилась необходимость обучения и консультаций учителей и учащихся интернет-технологиям, поддержки их проектно-исследовательской деятельности (все есть в Стандарте общего образования!). Делать это можно спокойно (почему нет?!), уверенно (кто это может делать в школе лучше вас - библиотекари?!), находя поддержку в коллективе (который увидел, чего вы достигли, обучившись и внедрив технологии в свою библиотечную работу!).
Делать это необходимо только для одного - пытаться влиять на формирование его собственной потребности в специалисте нового школьного информационно-библиотечного центра! Судя по развивающимся событиям - надеяться не на кого!

Комментарии

  1. Елена, я по поводу анкеты "библиотекарь-педагог". Вариант, который Вы составили, уже правится. Думаю, что окончательного официального утверждения с отмашкой не будет, т.к. проводимый опрос - это инициатива сообщества и проводится собственными силами. Так что любой вариант анкеты на текущий момент может быть использован для проведения опроса. Если Вы считаете, что нужно зафиксировать окончательный вариант анкеты и дать "отмашку", то мы готовы официально дать объявление на портал РШБА о проведении анкетирования, да и в блогах, думаю, идею размножим. Важно не упустить время - в июне экзамены-учебники-выпускные-отпуска начинаются, потом до августа никого не соберешь. Да и круглый стол в Госдуме, скорее всего, должен состояться до "летних каникул" парламента. А поэтому первые результаты хорошо бы получить в первой декаде июня. Тогда основную массу можно "подогреть" к августовским педсоветам, когда будут проходить в школах обсуждения последнего проекта ФЗ "Об образовании в России". Что Вы думаете на этот счёт?

    ОтветитьУдалить
  2. Кем правится? В вики можно видеть историю правок - кто, когда. Если считаете, что все уже вопросы учтены - заполняйте гугл-форму и вперед - размещайте ссылку на своем сайте, рассылайте в рассылках, блоггеры помогут. Главное, понимать, для чего, какие выводы из ответов, могут помочь разобраться в истинном положении дел, в необходимости перемен

    ОтветитьУдалить
  3. ЧУМработница комментирует...
    Неприятие учителей введением этой должности уже сейчас присутствует. Учителя в принципе себя как касту позиционируют,знаю не понаслышке (сама из учительской семьи и всю жизнь в школе). Принять в свои ряды людей,даже нагрузки не имеющих,а зачастую-и педобразования - нонсенс.Даже тем,кто,не дожидаясь указов сверху,сам себе этот статус отвоевал,приходится каждый день свою состоятельность как педагога отстаивать. То,что ответственность и требования к библиотекарю возрастут в разы с новой должностью-однозначно. За выдачу учебников и массовые мероприятия большой отпуск и зарплату педагога вряд ли получим,в этом права Е.Н. НО,чтобы требовать от людей бОльшего,надо и труд их оценивать по-другому:вот такой замкнутый круг.
    10 мая 2011 г. 23:49

    ОтветитьУдалить
  4. Попыталась поразбираться, что можно извлечь из заданных в Анкете в вики среде вопросов. Вот что получилось: скорее всего, результаты данной анкеты помогут ответить на вопросы (при массовом, конечно, охвате участников): Какие виды деятельности "видят" библиотекари школ в своей работе в новом качестве Какие формы и методы работы в новом качестве библиотекари считают для себя приемлемыми Чего недостает (какого оборудования, доступа к Интернет, ...) современным школьным библиотекам на сегодня для внедрения новой должности Какие льготы в новой должности видят сами библиотекари Считают ли сами библиотекари, что они справятся с новой ролью библиотекаря-педагога Каким образом должен быть организован профессиональный рост библиотекаря

    http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9

    ОтветитьУдалить
  5. Всем-всем! Должность "педагог-библиоеткарь" - это калька от англ. "teacher-librarian" или сокращенно - TL. Именно так именуются за рубежом наши коллеги. Хотя, справедливости ради отметим, что введение такого названия не полностью решило вопросы фактического статуса школьного библиоеткаря. Все-таки, дело не толкьо в названии...

    ОтветитьУдалить
  6. И это - абсолютно верно! Посмотрите, какие высшие учебные заведения готовят библиотекарей-педагогов в Астралии (мы ее вроде как за основу и пример взяли в наших разговорах из-за ее продвинутости в области ИКТ) - в школе информатикии при Университете, на факультете вычислительной техники и информатики Технологического Университета и еще в одном Университете Астралии! ну и о чем это говорит, как не о том, что имеют они в виду под "библиотекарем-педагогом" совсем другое, нежели наши вип-персоны и иже с ними...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово год а - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о