четверг, апреля 22, 2010

Школьный библиотекарь по-новому "скроенный" и на новое настроенный

В четверг с 12.00 до 13.00 по московскому времени состоялся вебинар для школьных библиотекарей Свердловской области. К сожалению, перепутав время, не успела сообщить об этом всем желающим подключиться к нему. Приношу извинения и размещаю презентацию, вокруг которой проводился вчера вебинар



Сделать крупнее

Электронная книга умеет многое

В видеоролике говорится об электронной книге и, соответственно, нельзя обойти вниманием букридер. К его возможностям отнесу - размещение большого объема книг (на моем букридере сегодня их более 700!), в нем есть возможность создавать коллекции, делать в книгах заметки. Когда вы завершаете чтение, то само устройство "запоминает" страницу, на которой вы остановились, устройство позволяет размещать также фотографии и аудиозаписи...

среда, апреля 14, 2010

Библиотека - "рупор" школы

Дискуссии (ведущиеся и в блогах библиотекарей и библиотек школ, и во FriendFeede) о будущих направлениях деятельности в Интернете с использованием возможностей Веб 2.0 библиотек школ, на мой взгляд, очень полезны, т.к. вместе мы можем выстроить модель ведущих изменений в школьном библиотечном деле, "подготовить себя и последующие поколения к решению задач, которые предстоит решать".

Сегодня в одной из них обсуждается важный вопрос "Что такое библиотечный блог - копилка опыта? самовыражение? отражение организации деятельности со школьниками по развитию их инфокультуры?" Совершенно неожиданно был предложен вариант - "библиотека - "рупор" школы"

Интересны размышления Светланы по теме:
...Если мы пойдем от общего к частному – блог ведь изначально (как форма) предназначен для самовыражения. 1.В нашем случае для профессионального, но все таки самовыражения, - поэтому наши блоги такие разные. 2.Дальше, мне кажется, библиотекари, которые ведут блоги, стали иначе относиться сами к себе, что повлекло изменение в отношении к ним окружающих (самооценка, самоощущение - очень важно). 3.Когда ведешь блог, начинаешь лучше формулировать мысли и совершенствуешь письменную речь (выстраивается порядок в голове, но не сразу, не в один день ;), нужно т.с. «руку набить»). 4.Образовалось сообщество, способное помочь и поддержать. И уже много разных хороших событий, благодаря ведению блогов случилось в жизни коллег. 5.Нашим блогам скоро исполнится по полгода, мы это торжественно отметим осознанием своего статуса в Интернете и поставим следующие цели и задачи!..


Шопова Наталья озвучила свои "крамольные мысли":

...мне кажется, созданные нами блоги (и не только наши, а и другие библиотечные) помогают общаться библиотекарям, общение с читателями получается не так хорошо... - В какой-то момент я это ощутила. Поэтому разделила блог на два. Записная книжка - для общения с коллегами. Библиотека 2.0 - с читателями. Есть еще примеры, когда библиотекари стали вести блоги, ориентированные на учителей-предметников, читателей с учетом их возрастных особенностей. Это требует титанических усилий, но библиотекари идут на это "отпочкование". Значит, есть в этом потребность?


kotbibliofil (Елена Смутнева) считает, что как только появится в библиотеках нелимитированный интернет, все изменится, работа активизируется и "забурлит", а пока библиотекарь вынужден работать над блогом из дома, надеясь на скорую возможность в школьной библиотеке организовать проектную работу и работу с сервисами веб 2.0

Ирина Коткина, развивая свой блог, увидела, что часть читателей опасаются "оставить там свой след", но с радостью блог приняли и читают выпускники, директор, педагоги... Блог библиотекаря в отсутствие школьного сайта превратился в "рупор" школы. К сожалению, работы библиотекаря по ведению блога "принимают как прихоть и развлечение"

Мне очень понравилось высказывание Ирины: "Библиотекарь - "рупор" школы"


А вот интересно, есть ли хоть в одной библиотеке совместная с учителями-предметниками программа (по совместным акциям, мероприятиям, проектам, ученическим исследованиям) на учебный год?..

вторник, апреля 13, 2010

Веб 2.0 в многоразовой презентации

Размещаю "многоразовую" презентацию про использование сервисов Веб 2.0 в учебно-воспитательном процессе (в классе)

Ее можно взять как шаблон и сделать свою презентацию на ее основе
О том, как это сделать, написано в презентации Веры Павловны Короповской

понедельник, апреля 12, 2010

Низкая информационная культура и Веб 2.0

В блоге Librarian in Black Blog прочла интересный пост-рекомендации, интерпретирующий статью Мередит Фаркаш по выстраиванию Организации 2.0, имеющей самое непосредственное отношение к современным библиотекам и их проблемам, связанным с реализацией социальных программ и проектов Веб 2.0... Пока раздумывала, перевести ли мне этот пост, Наталья Шопова меня опередила :-). Спасибо ей большое!
Публикую ее перевод:


Meredith Farkas, анализирует проблемы библиотек, связанные с осуществлением проектов на основе сервисов 2.0 из-за низкой информационной культуры или по другим причинам.

Какова проблема с осуществлением использования социальных сетей в библиотеке? Много библиотек выходят в места, где находятся наши пользователи, потому что они хотят быть там с ними, но они не делают этого хорошо, и это смущает нас. Многие думают, что технологии также бесплатны, как пиво, но на самом деле они бесплатны, как котята. За ними нужно присматривать, ухаживать, воспитывать, тратить на них время и силы. Библиотекам же нужны штаты для обслуживания, постоянные усилия и продолжительное время.

Если у Вас есть только один человек, кто управляет технологиями веб 2.0 для библиотеки, то этого тоже недостаточно. Попади завтра этот человек под автобус, тогда, никто больше не может заниматься этим, и библиотека тут же окажется в изоляции. Только выполнение одной какой-то модной услуги с использованием веб 2.0 ради рекламы не полезно и не служит нашим пользователям лучше всего. Да, это не входит в наши обязанности по работе и мы ожидаем, что будем делать это больше при наличии большего штата, времени и денег. Есть также проблема освоения новых технологий, являющимися востребованными и современными, но как только библиотеки подготовятся их фактически поддержать их, они теряют свою актуальность. Meredith отметил большое количество "2.0-кладбищ" – блоги, которые не были обновлены с 2005.

Почему социальное проектирование в библиотеках терпит неудачу? Использование социальных сервисов не определено как содействие миссии библиотеки. Это рассматривают просто как чей–то любимый проект, увлечение, хобби. Это не запланировано стратегически как другие технологии. Как только новизна смягчается, люди менее мотивированы, чтобы поспособствовать внедрению и использованию. Сотрудникам не дают время, чтобы воздействовать на пользователей через социальные сети.

Библиотека 2.0 создает настрой:
* Мы должны работать, чтобы удовлетворять изменяющиеся пользовательские потребности.
* Мы должны доверять своим пользователям.
* Мы должны избавиться от формирования информационной культуры только строго в своих стенах.
* Мы должны знать о появляющихся технологиях и возможностях.
* Мы должны смотреть шире,вырвавшись из тесной ниши библиотеки для продвижения себя, для заявления о себе, для расширения возможностей, для творчества и вдохновения.

Подсказки для Построения Библиотеки 2.0:
* Знайте своих пользователей.
* Технологии, как и инструменты - это удовольствие для ответа на вопросы: «В чем нуждаются Ваши пользователи? В чем нуждается Ваш штат?»
* Потребность должна быть определена раньше, чем инструмент для ее реализации. Она даёт повод для выбора того или иного инструмента, пример построения материалов в различных разделах каталога.
* Эффективно размещение выявленных потребностей в коллекциях в Wikipedia на страницах, которые бы ссылались на Вашу уникальную информацию и коллекции.
* Добавьте свои оригинальные фотографии и другие изображения к Flickr.
* Развитие услуг библиотеки должно быть повторяющимся процессом, бесконечной заботой.
* Будьте проворны и не становитесь приложением к текущей версии любого данного проекта.
* Будьте твердыми и не бойтесь изменить свой проект, если это потребуется.
* Прекрасные идеи могут прибыть от любого и отовсюду.
* Успех будет как раз в том и заключаться, насколько талантливо Вы будете в организации поощрять предложения, новшества и признавать достижения ваших читателей, независимо от их социального положения и места жительства.
* Время – большая проблема также – мы должны дать время читателям для творческих усилий. Подбадривайте их в Сети, помогайте им встраивать себя в Сеть. Meredith рассматривает Facebook как ее электронный rolodex.
* Подвергните иногда сомнению собранную информацию для получения обратной связи и активизации участия.
* Будьте прозрачны – имея блог, предложите пользоваться им другим библиотекам и позволяйте пользователям, не только вашей местности, но и другим делать предложения и комментарии свободно, открыто, и прозрачно.
* Имейте соответствующего человека в штате, отвечающего на вопросы (не маркетинговый человек!).
* Наконец, посвятите время пересмотру своих позиций в социальных сетях. Вы, возможно, должны создать новые положения в Вашей библиотеке. Вы, возможно, нуждаетесь в появляющихся новых библиотечных технологий веб 2.0

Эволюция Веб 2.0: Что дальше

среда, апреля 07, 2010

Книга, книга, я взгляну на тебя по-новому!

Как в библиотечной работе научить школьника любить книгу и внимательно вглядываться в каждую ее строчку? Как научить внимательному чтению и пониманию прочитанного? - В основном в библиотеке проводятся Книжкины праздники, организуются встречи с писателями и поэтами, обсуждаются книги. В последние годы педагоги и библиотекари школ используют в реализации этой важной задачи литературные проекты... Это и проекты, как отражение прочтения литературных произведений и как самостоятельные исследования литературных произведений школьниками... - Одним словом, мечты библиотекаря, воплощенные в жизнь!

Пример подобный литературных проектов с использованием социальных сервисов Веб 2.0, которые могут быть повторяемы, что лишний раз подчеркивает их ценность для реализации в собственной библиотеке!

Вот например, творческий проект учащихся Андреевой Аси и Киселевой Ники из 9Б класса, гимназия №622 Выборгского района Санкт-Петербурга (2008-2009 уч.год) Google-карта "Путешествие Евгения Онегина", где не только отмечены пункты самого путешествия, но и приводятся цитаты из романа, иллюстрируемые репродукциями картин художников того времени.


А вот еще Google-карта проектов-литературных путешествий, созданная командами школьников из нескольких городов в рамках сетевого проекта, инициированного "Школьным сектором" Ассоциации РЕЛАРН "Путешествие с литературными героями", на которой Объединились маршруты известных литературных персонажей разных художественных произведений.


Просмотреть Литературная карта на карте большего размера

Давным-давно (еще в XX веке!) проводили литературный сетевой проект со школьниками "Евгений Онегин приехал в ХХ веке в твой город... Что он увидел?"
Школьники разных городов описали это путешествие, используя онегинскую строфу!
Вот, что написали в виде Дневника Ивана Пермякова о Путешествии Евгения Онегина ребята из Перми (и это только на первом этапе!):
Здравствуйте, милостивый государь Иванъ Петровичъ!
С глубочайшим почтением к Вам юный отрок Евгений Пермяков.
Премного благодарен за оказанную честь, коей удостоили Вы мое первое послание, поместив его в Вашу "копилку".
Весьма и весьма тронут такой высокой оценкой моего скромного труда.
Смею заметить, переписка наша есть блаженство не только Вашего сердца, но и в моей душе она затрагивает и побуждает звучать струны доселе мне неведомые, наполняя меня сладкими звуками. И как же опять не вспомнить бессмертные строки гениального друга Вашего господина Александра Пушкина:

"Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв -
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв..."

Отрадно юной моей душе, что взявшись хлопотать об участии в проекции Вашей, имею я счастие испытать сие вдохновение. Однако, истинной же причиной моего сегодняшнего послания послужило следующее обстоятельство. На днях одна особа, знакомая моей маменьки, будучи у нас в гостях, поведала, что делая уборку одного их нумеров (она служит горничной в гостинице "Урал"), обнаружила в верхнем ящике стола несколько исписанных листов. Первым ее желанием было вернуть их постояльцу, но узнала она, что тот утром выехал. Еще раз взглянув на листы, поняла она, что исписаны они стихотворными строками и решила пойти к подруге своей, коей сын, обучаясь в гимназии, увлекается словесностью. Как Вы поняли, милостивый государь, речь шла о моей маменьке и обо мне.
Таким образом, оказались у меня несколько страниц "Дневника Евгения Онегина", особы, известной Вам и многим другим почитателям таланта друга Вашего, сочинителя Александра Пушкина.
Считаю своим долгом познакомить с этими записями Вас.

Хоть пермяком я не родился,
Но, право, от души клянусь,
В Урал и в город сей влюбился
И знал, что я туда вернусь.

Оказывается, еще в XIX веке по приглашению дочери губернатора Модераха - Софьи Карловны - Онегин посетил наш город: был и Бал в честь приезда столичного гостя, и с Оперным театром он познакомился, и даже побывал на Демидовских заводах и в мастерских уральских камнерезов...
Ну а уж о пермских ресторациях, да о прогулках на пароходе по Каме и говорить не приходится.

К Перми влеченье - род недуга
Я ощущаю. Точно друга
Я встретил, выйдя на перрон,
Покинув наконец вагон.

Да - а, меняются времена, милостивый государь Иванъ Петровичъ! Если в Веке XIX Евгений на перекладных неделю до Перми добирался, то нынче на это ушло у него лишь двое суток на фирменном поезде "Кама".
Тешу себя надеждой, что когда-нибудь и Вы, премного почитаемый наставник мой, посетите наш город.

Беру такси. Проспекты, сад,
Собора купол золотой,
Вот галереи шпиль прямой,
Кафе, речной вокзал, театр...
Куда же нынче еду я?
Что мне сулит судьба моя?..

Вот такие строки, написанные небрежным легким почерком Онегина, прочел я на первой страничке его дневника.
Почту за честь в дальнейших посланиях познакомить Вас и со следующими записями.
А за сим до свидания, милостивый государь Иванъ Петровичъ.
С почтением, любитель российской словесности Евгений Пермяков

Подумалось - а если бы такое путешествие они описывали в XXI веке?! Обязательно бы разместили свои работы на Google-картах, дополнив рисунками путешествий и фотографиями современных городов!

вторник, апреля 06, 2010

Наша новая библиотека начинается внутри человека...

"Наша новая школа" начинается с нас, где-то внутри человека... Это мы, библиотекари примериваемся к новой школе...
- так написала когда-то в одном из общих обсуждений библиотекарь школы-одна из участниц нашего дистанционного обучения ("Я учусь работать в блоге")
Мое возвращение к обсуждениям по этой теме вызвано письмом, пришедшем ко мне по электронной почте, где Гармажапова Елена задается вопросом: Какую АИБС выбрать для работы библиотеки гимназии? Этот вопрос и многие другие по тому, с чего начать при создании библиотеки школы, как развивать то, что уже есть, с применением новейших информационных технологий - продолжают волновать сегодня школьных библиотекарей

Цитирую часть письма и размещаю ссылку на наше обсуждение, где библиотекари школ делятся в том числе, своим опытом использования для электронного каталога тех или иных программ. Думаю, что это обсуждение можно продолжить.

Вам пишет заведующая библиотекой Павловской гимназии – Гармажапова Елена. Нашей гимназии 1 год, а библиотека только начинает создаваться. Есть компьютеры, столы, стулья…, но пока - ни одной книги! Но все у нас будет!

Руководство гимназии поставило перед нами цель создать лучшую библиотеку-медиатеку, которую мне хочется называть в дальнейшем Медиацентром.

Работаю под началом Руководителя службы IT второй день, и наш самый главный вопрос на сегодняшний день: Какую АИБС выбрать для работы (предполагается, что в гимназии будет учиться 650 чел., о количестве фонда пока ничего сказать не могу).

Пыталась наладить контакты с Администрацией гимназии 1512, где была создана когда-то первая медиатека, но пока не удается напроситься на дружественный визит. Очень хотелось бы сотрудничать с Вами и Вашей Лабораторией, чтобы избежать ошибок в работе. Черпаю вдохновение из Вашей книги «Школьный библиотечный медиацентр». С уважением, Гармажапова Елена




Полезные ссылки:
Школа «МАРК»: Практикум для начинающих пользователей АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек»

Еще раз про АИБС “МАРК- SQL”…

Автоматизация библиотек образовательных учреждений

Автоматизированная информационно-аналитическая система "Школьная библиотека"

В каком виде представить свой проект или доклад


Встретился в интернете удобный инструмент для учителей и учащихся для создания веб-плаката.
Этот бесплатный инструмент позволяет преподавателям планировать урок, создавать страницы класса и учебные проекты для учащихся для публикации их в Интернете.

Учащиеся по завершении выполнения учебных заданий могут создавать свои собственные проекты или доклады, размещая их также в Интернете.

Преподаватели и учащиеся могут добавить изображения и ссылки.
Надо попробовать сделать что-то такое...

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails