среда, января 27, 2010

Кто придет в библиотечное интернет-кафе


Библиотечное сетевое сообщество взволновало сообщение, опубликованное Службой новостей «URA.Ru" о том, что мэр города Челябинска высказал пожелание на базе школьных библиотек создать бесплатные интернет-кафе для школьников, не имеющих компьютеры и Интернет дома. Предполагается, что именно такие дети будут работать здесь в школе. Практика создания таких интернет-кафе показывает, что работают здесь дети и имеющие доступ к Интернет дома, и неимеющие его. Причина? - Привлекательность для подростков общения в процессе компьютерных игр, чатов, поиска информации... Поэтому рассчитывать на то, что пользоваться бесплатным интернетом будет только часть детей - наивно. Рассчитывать надо на посещение библиотечного интернет-кафе всеми желающими (школьниками этой конкретной школы, имеющими или нет компьютеры дома и Интернет), их родителями и учителями!).

В нашем обществе сложилось толкование термина "интернет-кафе" как места, где школьники могут за некие небольшие деньги работать в Интернете. Тем ребятишкам, которые не имеют возможности дома работать в Интернете, вероятно, школа могла бы предоставить такую возможность в отдельном классе , оснащенном компьютерами и доступом к Интернет. Вероятно, такой класс предполагает и наличие обслуживающего персонала, и у меня такое впечатление, что деньги на такую ставку найдутся.

Скорее всего, такой класс- "интернет-кафе" был бы уместен при школьной библиотеке, а почему, собственно, нет?! Правда, я бы ввела обязательным условием предоставления возможности БЕСПЛАТНО работать здесь всем участникам педпроцесса в течение дня только после сдачи мини=экзамена на информационную грамотность и выдавала бы им такой "читательский" билет со специальной пометкой. Думаю, что игры - не для школьного библиотечного Интернет-кафе. Скорее, здесь уместны другие занятия - поиск учебных материалов и ресурсов в процессе выполнения домашних заданий, создание своих видео и размещение их в YouTube, аудиоподкастов и пр. Но и специалисты, работающие в такой библиотеке-интернет-кафе, должны быть ого-го какие знающие и ИКТ- компетентные!

Кстати, в Бурятии, в одной гимназии в конце 90-ых создали платное интернет-кафе для школьников на непопулярный тогда заем в банке. Цель была поставлена директором в борьбе за знания детей одна - оснастить школу компьютерами. Купив компьютерный класс (и не один!) смогли вернуть все деньги банку за полгода. Правда, к библиотеке это отношение не имело. Подчеркну - речь в истории бурятской школы идет об услугах, предоставляемых интернет-кафе школьникам платных (немного, но платили за час работы).

При создании библиотечного интернет-кафе в школе БЕСПЛАТНЫЙ доступ к Интернет в такой ситуации свободной работы с ресурсами в "интернет-кафе" смогут позволить себе немногие. Это надо учесть непременно. И ввести совсем мизерную, но ввести оплату за работу в этом интернет-кафе. Много уходит трафика, много уходит на поддержание в рабочем состоянии компьютеров, много на....

На мой взгляд, если речь идет о библиотечных интернет-кафе, то необходимостью становится следующее:
* разрешающее письмо от родителей работать его ребенку в Интернете в интернет-кафе при библиотеке,
* небольшой ликбез по информационной грамотности с выдачей "читательского" билета, который в дальнейшем будет давать скидку при посещении,
* небольшая почасовая оплата,
* отсутствие игр (или неразрешение играть без руководителя, напр., какого-то проекта, предполагающего включение игры)в пользу - выполнения домашних заданий и учебных исследований в рамках , напр., проектов?
* обязательное размещение в этой компьютерной зоне библиотечного интернет-кафе книжных стеллажей, так же как в компьютерной сети - электронного каталога школьной коллекции книг и других ресурсов для обучения.
URA.Ru
Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

Юревич превратит все школьные библиотеки Челябинска в бесплатные интернет-кафе

В бесплатные интернет-кафе превратятся все школьные библиотеки Челябинска, наряду с которыми доступ во всемирную сеть будет организован и в специальных компьютерных классах.

Читать целиком

Критерии эффективности работы школьной библиотеки

Новые информационные технологии, так или иначе вписавшиеся в работу библиотеки школы, изменили в целом основу деятельности библиотеки. Изменились фонды, каталоги, появились компьютеры и доступ к Интернет, повлиявшие на квалификацию и роль библиотекаря. Школьник-читатель, школьник-пользователь библиотеки стал тоже совсем другим. Сегодня он не только запрашивает учебную информацию в основном через Интернет, но и сам создает ее в Интернете.

В продолжение начатого в предыдущем посте разговора о тенденциях развития школьных библиотек задумалась над тем, как можно сегодня оценить эффективность их деятельности. По каким критериям оценивать?

Остановилась пока на следующих:
Очевидные:
* Состав фондов, включающий книги и учебные материалы на различных носителях и ориентированный на процесс обучения в конкретной школе (имеется в виду особенности - гимназия ли, сельская малокомплектная ли, с физико-математическим профилем или что-то другое)
* Предоставление в пользование участникам педпроцесса не только книг, но материалов на других носителях
* Количество сотрудников на полную ставку, распределение ответственности и полномочий
* Совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с пользователями
* Пространство и зонирование библиотеки
* Реализация программ формирования интереса к книге, чтению

Возникшие с появлением компьютера:
* Использование информационных технологий
* Проведение систематических индивидуальных консультаций для учащихся всех возрастных групп и учителей-предметников
* Организация групповых занятий для младшего школьного возраста по развитию навыков информационной грамотности и культуры
* Дифференцированный подход к обучению школьников
* Развитие сотрудничества с педагогами-предметниками и администрацией школы (в процессе формирования фондов, в разработке программы развития информационной грамотности и культуры школьников)
* Осуществление обратной связи с учителями, учащимися и их родителями
* Приумножение знаний

Что еще?

А вот еще! - Критерии в "Концепции модели библиотеки образовательного учреждения: Региональный вариант" (Екатеринбург, 2009)

вторник, января 26, 2010

О тенденциях развития школьных библиотек...


Прежде чем представить размышления о развитии школьного библиотечного дела, хотелось бы понять, почему специалисты-библиотековеды, как мне представляется, "закрывают глаза" на теснейшую взаимосвязь с развитием самой школы и образовательного процесса в целом?! - Ведь для современной школы сегодня приоритетом стало личностно-ориентированное обучение. Такое обучение сильно влияет на изменения в самом учебном процессе, где важной составляющей становится самостоятельность школьников в поиске и изучении учебной информации. Школьная библиотека не может не реагировать на это изменение - она должна предоставить школьникам возможность работать за компьютерами, в том числе, с Интранет(локальная сеть школы)/Интернет-ресурсами...

Прочла книгу, подготовленную Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино и изданную в 2009 году Русской школьной библиотечной ассоциацией. Называется она "Школьные библиотеки мира: Современное состояние и тенденции развития". Ни в одной стране не ставится под сомнение тот факт, что школьная библиотека - важная составляющая в системе обучения и образования, где стимулируется интерес к чтению, закладываются и формируются навыки читательской и информационной грамотности, необходимые в современном обществе, способность к самостоятельному обучению, умение работать с документами на различных носителях.

В нашей сегодняшней отечественной полной неразберихе со школьным библиотечным делом, когда в министерских планах - введение новой ставки библиотекаря-педагога информационной культуры (что для многих библиотечных работников - является шоком, т.к. придется становится ИКТ-компетентным профессионалом!), но при этом в территориях сокращают ставки заведующих школьными библиотеками, и того и гляди библиотека станет исключительно помещением для хранения и выдачи учебников школьникам (а это может делать человек и без специального образования!), полезно внимательнее вглядеться в опыт лучших зарубежных библиотек, чтобы понять, а в каком же направлении двигаться нашим отечественным библиотекам...

Кто он - библиотекарь школ сегодня?
Чего ожидают директора и учителя от школьной библиотеки?
Что могут дать библиотекари образовательного учреждения школьникам?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, сделав совсем уж краткую выжимку из прочитанного.

Для библиотекаря школ развитых стран сегодня путь один - развитие профессионализма через скорейшее освоение интернет-технологий и социальных сервисов Веб 2.0 в библиотечной деятельности. Иначе - на твое место библиотекаря с высшим (средним) библиотечно-библиографическим образованием придут другие специалисты, специалисты, прежде всего, в области информатики.

На примере Австралии, как наиболее продвинутой страны в развитии библиотечного дела на сегодня, рассмотрим, каковы тенденции развития библиотек образовательных учреждений.

В австралийских "Стандартах профессиональных требований к библиотекарям-педагогам" недвусмысленно прописано, что библиотекари помимо библиотечного образования должны иметь педагогическое. "Двойная квалификация имеет особое значение, т.к. знание школьной программы и педагогики должно сочетаться с навыками библиотечной работы и управления информацией"

Чем же занимается библиотекарь-педагог школ в этой стране (Австралии), и какое участие в учебном процессе и жизни школы ожидают от него директора и учителя:
* выявляет потребности учащихся, контролирует использование ими школьного [библиотечного] компьютера, оказывает помощь в подготовке домашних заданий и работе в Интранет(локальной сети школы) и Интернет;
* сотрудничает с учителями в вопросах планирования и реализации программ по обучению информационной грамотности и воспитанию любви к чтению, играя в этом процессе ведущую роль в школе (а в реализации программ принимает участие ВЕСЬ школьный коллектив);
* комплектует фонд библиотеки в соответствии со школьной программмой и потребностями всего школьного коллектива, поддерживая его деятельность посредством внедрения эффективных библиотечных и информационных программ, способных внести существенный вклад в образование;
* создает и развивает "виртуальную библиотеку" в локальной сети школы (тот самый Интранет), куда могут войти школьники и учителя не только из классов, но и из дома;
* применяет современные технологии в подддержку учебно-методической деятельности учителей, помогает им в освоении программного обеспечения, использования Интранет/Интернет, поиске необходимых данных;
* способствует созданию благоприятной атмосферы [для самостоятельных учебных исследований, в том числе] в библиотеке,
* участвует в мероприятиях, проводимых школой и местным сообществом.

Что же может дать современный школьный библиотекарь участникам педагогического процесса? - Обязательное использование библиотекарями ИКТ в своей повседневной деятельности требует постоянного совершенствования знаний, умений и практических навыков:
* в организации информационного доступа и обработки информации,
* изучении технических новинок,
* оказании консультации и помощи школьникам и учителям при работе на компьютерах,
* разработке новых обучающих и образовательных программ с использованием возможностей Интранет (локальная сеть школы)/Интернет,
* налаживании сотрудничества с учителями, администрацией, техническим персоналом школы.

Проведенные в последние годы в Австралии исследования влияния деятельности школьной библиотеки на качество знаний и высокие показатели успеваемости учеников, независимо от социально-экономического и образовательного уровня их родителей, показали прямую взаимосвязь с наличием в библиотеке школы:
* специалиста на полной ставке,
* надежной локальной сети, соединяющей учебные классы с библиотекой.


А что же у нас? - Наш библиотекарь, как правило (есть исключения) - это человек, оторванный практически от учебного процесса, чаще всего работающий на полставки, живущий вне сотрудничества с администрацией (не член педсовета школы) и учителями-предметниками (нет общей программы работы по развитию читательской и информационной грамотности школьников на учебный год), вне технологий (практически нигде компьютер библиотеки не подключен к локальной сети школы, даже если она там вообще есть! Почти у всех библиотекарей низкий уровень ИКТ-компетентности и чудовищная замотанность с учебниками. Наличие в библиотеке одного компьютера для целей ведения электронного каталога дела не решает, т.к. фонд книг в школьных библиотеках уже такой ветхости и недостаточности, что уже давно не привлекает учащихся со среднего школьного возраста)...

Итак, мое мнение по вопросу о ближайшем/скорейшем/необходимейшем развитии НАШИХ школьных библиотек:
* Библиотекарь-педагог информационной культуры. Библиотекарь должен иметь педагогическое образование для того, чтобы стать библиотекарем-педагогом информационной культуры в отечественных школах. Скорее всего, для решения этого вопроса вполне можно организовать краткосрочную массовую переподготовку библиотекарей школ страны с акцентом на освоение ими информационных технологий (как это было когда-то при массовой подготовке учителей информатики). Кардинально пересмотреть программы подготовки библиотекарей в университетах культуры с учетом требований времени или ввести в педагогических - профилизацию для школьных библиотекарей. Проводить ежегодные семинары по вопросам развития библиотек не только для библиотекарей, но и для директоров школ;
* Изменения в условиях школьной библиотеки Не может уже сегодняшняя библиотека существовать в одном помещении, с одним сотрудником! Должны быть "раздвинуты" стены этого одного класса до двух-трех, объединенных с учебными кабинетами в единую локальную сеть, что позволяет развивать Интранет школы в целом и библиотеки в частности, - это уже необходимость! Здесь должны работать над домашними заданиями с информацией и с профессионалами-консультантами (библиотекарями) наши дети! Здесь - в окружении книг и любой другой информации Интранет/Интернета, на любых других носителях! Здесь должны получать профессиональные консультации и просто помощь при чтении книг, при работе с компьютером и электронными изданиями! А ГДЕ ЖЕ ЕЩЕ?!
* Нормативные документы. Скорейшая подготовка и утверждение нормативных документов, регламентирующих статус библиотекаря школы в новом его качестве. Сколько можно говорить и говорить с высоких трибун о необходимости изменений?! Нужны, наконец, результаты этой говорильни!

вторник, января 19, 2010

Expresso по требованию - и это не кофе - Не поверите, речь идет о книге!

В блоге HeyJude опубликован видеоролик об эспрессо-машинах. Но речь в нем ведется не о машинах быстрого приготовления кофе, а о машинах, устанавливаемых в книжных магазинах и библиотеках, которые в мгновение ока создают по вашему же выбору книгу.

Эти эспрессо-машины по почти мгновенному изданию книг позволили компании Xerox вступить в 21 век издательских достижений с достоинством. Ведь издать книгу в течение нескольких минут - это совсем не слабо! В настоящее время есть немногим более двадцати магазинов и библиотек, которые их имеют, но, как пишет автор блога - австралийский библиотекарь, мы скоро увидим их повсеместно, по крайней мере компания обещает установить 80 машин в мире к концу 2011 года.

понедельник, января 18, 2010

Когда компьютеры были большими

Каждый раз, когда появляются новые удобные сервисы Веб 2.0, удивляюсь бесконечной фантазии и умению их разработчиков. Ведь еще совсем недавно мы знали об Интернете так мало, а компьютеры, которые мы осваивали, были такими большими...
Информация в видеоролике, в котором рассказывается об истории Всемирной сети - от "разделения времени" до "обмена файлами", от Arpanet до Internet, которую можно использовать на уроках и занятиях со школьниками, посвященных истории Интернета.

воскресенье, января 17, 2010

"Стулья" для произвола чиновничества


Школьные библиотекари из Комсомольска-на-Амуре сообщили, что заведующих школьными библиотеками официально переводят с 1 января 2010 года в библиотекари, аргументируя тем, что библиотеки ОУ не являются структурным подразделением школы, т.к. не реализует образовательную программу. Оклад понижается до 3700.

Этот вопиющий факт, вероятно, одна из первых ласточек новых преобразований в российских школах с связи с общим снижением финансирования. Выбран довольно странный путь - загнать библиотеку школы куда подальше, "с глаз долой из сердца вон", а то библиотекари того и гляди претендовать станут на роль педагогов информационной культуры станут! Снова придется искать средства на увеличение зарплат! - По логике чиновников - и чего это библиотекари школ не хотят сидеть тихонько за стеллажами и работать "носильщиками" учебников! Вот уже и учиться стали социальным сервисам Веб 2.0, блогосферу самостоятельно освоили! Да еще и захотели тому же обучать участников педагогического процесса - и учителей, и школьников! Пытаются совместно с учителями-предметниками осуществлять учебные проекты, обучая школьников навыкам проведения самостоятельной исследовательской деятельности с разнообразными ресурсами, и уже не просто с книгой!

Уважаемые библиотекари, срочно перечитайте Уставы своих школ! Если там ваша библиотека прописана как структурное подразделение школы, то вам положена ставка зав. библиотекой, но при этом у вас обязательно должна быть и Программа развития вашей библиотеки, утвержденная педсоветом школы. Нет утвержденной Программы, нет ставки зав. библиотекой. Она у вас есть?!

Если да, то она должна быть прописана обязательно в Уставе вашей школы, тогда у вас и отпуск будет другой, и оплата другая, и юридические права возникают на оказание платных дополнительных услуг, если, конечно, они записаны в Уставе школы и Положение о библиотеке получает статус юридического документа (подобного заключению коллективных договоров с администрацией).

Если есть Программа развития школьной библиотеки (ну и все остальное), то очень актуально именно сейчас нужно быстро ткнуть носом проверяющих и сокращающих ставки "под шумок кризиса" чиновников в эти программы, выбить из под них "стул" для произвола.

четверг, января 14, 2010

Хочу шагать в ногу со временем!

Именно эта фраза стала лейтмотивом прошедшего дистанционного обучения школьных библиотекарей по курсу "Я учусь работать в блоге!", полный отчет о котором можно прочитать на сайте "Школьный сектор" Ассоциации RELARN
Отчет-отчетом, а сетевое сообщество школьных библиотекарей-блоггеров продолжает общение в Сети, консультировать друг-другу, обмениваться опытом и большим количеством полезнейших ссылок, уже думают над разработкой учебных исследований для школьников и проектов, которые будут проводить с педагогами-предметниками совместно и в блогах!

понедельник, января 11, 2010

Новая полезная для библиотекаря школы книга

Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) издала полезную, очень своевременную книгу под редакцией Н.И.Гендиной "Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности" (2009).
С презентацией этой книги можно познакомится в Google-документах

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails