К основному контенту

Выученная беспомощность

На Российском общеобразовательном портале размещена заметка Светланы Сметаниной об обсуждении законопроекта "Об образовании", совпавшем с временем, когда были получены результаты тестов Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA). Напомню, что это исследование проводится среди 15 летних подростков школ разных стран Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и результаты его тестов считаются одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире, Россия - в конце четвертого десятка.

Во всем мире к результатам тестов PISA относятся очень серьезно, часто воспринимая их как повод для реформы системы образования. За последние несколько лет 13 стран значительно улучшили свои показатели. Например, Чили поднялась на 50 пунктов и почти догнала Россию. А в Великобритании попросту закрывают школу, если она три раза подряд дает плохие результаты по тестам. В России же исследования PISA не то чтобы игнорируют, но и особо в расчет не принимают...


Понравился мне пример, которым поделюсь, поскольку он имеет самое непосредственное отношение к задачам, стоящим перед библиотекой, вернее, информационно-библиотечным центром Новой школы:
...для российских школьников камнем преткновения стала задачка о пингвинах. Им предлагался некий текст, в котором рассказывалось о количественном изменении популяции пингвинов на одном из островов в течение ряда лет. Чтобы ответить на вопрос, что повлияло на эти изменения, школьникам надо было найти соответствующие исследования в интернете. А для этого понять, какие ключевые слова из текста использовать для поиска. Задание было полностью провалено, поскольку, как выяснилось, российские школьники очень слабо владеют навыками поиска и анализа нужной информации

И далее:

Второй не менее важный вывод из исследования касается конкурентоспособности страны в целом. Результаты исследования показали, что большинство российских учащихся находятся на так называемом втором уровне знаний, который касается самых элементарных житейских ситуаций. Тогда как в странах ОЭСР преобладают 3-й и 4-й уровни знаний, с которых, собственно, и начинается самообразование....

Вот так, дорогие библиотекари, не владеют наши школьники навыками поиска и анализа нужной информации, никак не научатся выделять из текстов главные смыслы и облекать их в соответствующие слова (теги), не обладают навыками самоподготовки и самообразования, ну не учит их этому школа в сегодняшнем виде, в том числе, и библиотека в силу разных объективных и субъективных причин мимо проходит этого, не так ли?! Вот и плодим "выученную беспомощность" в школах, вроде, и знания есть у школьников, а умений их применить в жизни - нет.


Еще хорошо бы прочитать по теме статью Ударим «нано» по разгильдяйству и PISA

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...