К основному контенту

"Я не против сотрудничества с другими... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"



Тема 1 в курсе "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие" называется красиво -  «Стая птиц». И речь здесь идет об организации сотрудничества в соответствии с теорией коннективизма. Действительно, сетевое сообщество напоминает чем-то "стаю птиц" - приходим, нравится - остаемся, делимся своим - общаемся, не понравилось - уходим, каждый преследует свою цель и при этом осуществляет совместную деятельность...

При выполнении задания удалось просмотреть видео  Владимира Николаевича Кухаренко,  рассказывающем о коннективистских курсах с большой палитрой различных сервисов и неструктурированной информации, которые начинаются с программы и первичной обработки информации преподавателем, размещения курса в "облаке". В таком курсе предполагается, что участники имеют навыки работы в интернете. Особенность коннективистского учебного процесса - каждый преследует свою цель, оценок нет, каждый решает свои проблемы в общении, материалы обрабатываются, идет комментирование, обмен материалами (знаниями), по ходу обучения участники могут сотрудничать, объединяясь в группы по интересам - в сообщества практики, а преподаватель становится также участником курса и работает наравне со всеми. В процессе работы знания перепрофилируются. Группы после курсов, как правило, не распадаются, какое-то время общаются, развиваются, даже совместные исследования проводят.

Также прочитала статью Константина Бугайчука "Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма" в электронном журнале «Социальный компьютинг».
По мнению Константина, для того, чтобы любое сообщество (особенно профессиональное) было успешным, устойчивым и развивалось, оно должно обладать следующими чертами: 1. Идея, 2. Продукты. 3. Открытость. 4. Активность. 5. Толерантность. 6. Успех любого участникаПонравились выделенные им общие черты участия в сетевых сообществах в контексте конективизма: деятельность в сетевом сообществе, как и в массовых открытых дистанционных курсах, состоит в развитии своей персональной учебной сети PLE, включении в нее определенных узлов (участники, контент), но в соответствии со своей личной целью участия; идея (цель, тема) как у сообщества, так и у курса общая, однако каждый участник приходит в сообщество со своей целью и пытается достичь ее; в сетевых сообществах (особенно профессиональных, практики) существует  избыток информации, поэтому участник физически не может охватить всю область деятельности сообщества; много деятельности проходит вне пределов материнского сайта. Участники сетевых сообществ, могут кроме общей платформы, публиковать свой материал, участвовать в дискуссиях за пределами основного сайта, однако, как правило, информация об этом передается ими для всех участников сообщества посредством социальных сервисов, общих каналов новостей и т.д., каждый участник формирует свою траекторию участия в деятельности сообщества. В конце концов, каждый участник сам является ответственным за достижение поставленной цели.

Пришла в восторг от краткости изложения и четкости мысли Siemens, G. в блоге, который в посте 2006 года "Groups vs. Networks" разъясняет свою позицию по определению разницы между группой людей и собственно сетью. ""Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют согласованности, сети требуют автономии... Мне нравится индивидуальность, который предоставляет блог - мое письмо, мои мысли, мое место. Я не против сотрудничества с другими ... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"

Еще просмотрела видеовыступление на TED (2005) Клэй Шёрки об оппозиции институций и сотрудничестваОтметила для себя эффективность того, о чем он говорит, и что уже знала давно. Использовала в своей работе с середины 2003 по конец 2006 гг. именно такой подход, интуитивно поняв силу такой модели организации и проведения программы "Обучение для будущего" в России (полгода уговаривала сменить модель, изначально заложенную в программу по типу вложения большого финансирования в создание и развитие отдельных центров - на сетевую модель, не требующую существенных затрат, но предполагающую интеллектуальный вклад участников из уже существующих структур). Мне кажется, что эта модель продемонстрировала на практике свою успешность...К сожалению, у руководства холдинга, где работаю сегодня,  понимания этого подхода так и  не удалось найти  (плохо объясняю)...  Вот для меня самые важные вещи из этого действительно "пророческого" выступления, нацеленного, на мой взгляд, в будущее и образовательных и бизнес моделей - "спонтанное сотрудничество вытеснит жесткое планирование", "инфраструктура построенная на основе кооперации", "система, в которой координация результата работы группы - побочный продукт функционирования системы, не связанный с институциональной моделью"...

Вот теперь слушаю ВСТУПЛЕНИЕ к Теме 1 Курса от Ивана Травкина

Итак, после такой мозговой "подпитки" пытаюсь ответить на вопросы, предложенные для размышления... Оставлю это до завтрашнего дня (а то мозг "закипает")

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...


"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...