"Я не против сотрудничества с другими... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"
Тема 1 в курсе "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие" называется красиво - «Стая птиц». И речь здесь идет об организации сотрудничества в соответствии с теорией коннективизма. Действительно, сетевое сообщество напоминает чем-то "стаю птиц" - приходим, нравится - остаемся, делимся своим - общаемся, не понравилось - уходим, каждый преследует свою цель и при этом осуществляет совместную деятельность...
При выполнении задания удалось просмотреть видео Владимира Николаевича Кухаренко, рассказывающем о коннективистских курсах с большой палитрой различных сервисов и неструктурированной информации, которые начинаются с программы и первичной обработки информации преподавателем, размещения курса в "облаке". В таком курсе предполагается, что участники имеют навыки работы в интернете. Особенность коннективистского учебного процесса - каждый преследует свою цель, оценок нет, каждый решает свои проблемы в общении, материалы обрабатываются, идет комментирование, обмен материалами (знаниями), по ходу обучения участники могут сотрудничать, объединяясь в группы по интересам - в сообщества практики, а преподаватель становится также участником курса и работает наравне со всеми. В процессе работы знания перепрофилируются. Группы после курсов, как правило, не распадаются, какое-то время общаются, развиваются, даже совместные исследования проводят.
Также прочитала статью Константина Бугайчука "Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма" в электронном журнале «Социальный компьютинг».
По мнению Константина, для того, чтобы любое сообщество (особенно профессиональное) было успешным, устойчивым и развивалось, оно должно обладать следующими чертами: 1. Идея, 2. Продукты. 3. Открытость. 4. Активность. 5. Толерантность. 6. Успех любого участника. Понравились выделенные им общие черты участия в сетевых сообществах в контексте конективизма: деятельность в сетевом сообществе, как и в массовых открытых дистанционных курсах, состоит в развитии своей персональной учебной сети PLE, включении в нее определенных узлов (участники, контент), но в соответствии со своей личной целью участия; идея (цель, тема) как у сообщества, так и у курса общая, однако каждый участник приходит в сообщество со своей целью и пытается достичь ее; в сетевых сообществах (особенно профессиональных, практики) существует избыток информации, поэтому участник физически не может охватить всю область деятельности сообщества; много деятельности проходит вне пределов материнского сайта. Участники сетевых сообществ, могут кроме общей платформы, публиковать свой материал, участвовать в дискуссиях за пределами основного сайта, однако, как правило, информация об этом передается ими для всех участников сообщества посредством социальных сервисов, общих каналов новостей и т.д., каждый участник формирует свою траекторию участия в деятельности сообщества. В конце концов, каждый участник сам является ответственным за достижение поставленной цели.
Пришла в восторг от краткости изложения и четкости мысли Siemens, G. в блоге, который в посте 2006 года "Groups vs. Networks" разъясняет свою позицию по определению разницы между группой людей и собственно сетью. ""Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют согласованности, сети требуют автономии... Мне нравится индивидуальность, который предоставляет блог - мое письмо, мои мысли, мое место. Я не против сотрудничества с другими ... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"
Еще просмотрела видеовыступление на TED (2005) Клэй Шёрки об оппозиции институций и сотрудничества. Отметила для себя эффективность того, о чем он говорит, и что уже знала давно. Использовала в своей работе с середины 2003 по конец 2006 гг. именно такой подход, интуитивно поняв силу такой модели организации и проведения программы "Обучение для будущего" в России (полгода уговаривала сменить модель, изначально заложенную в программу по типу вложения большого финансирования в создание и развитие отдельных центров - на сетевую модель, не требующую существенных затрат, но предполагающую интеллектуальный вклад участников из уже существующих структур). Мне кажется, что эта модель продемонстрировала на практике свою успешность...К сожалению, у руководства холдинга, где работаю сегодня, понимания этого подхода так и не удалось найти (плохо объясняю)... Вот для меня самые важные вещи из этого действительно "пророческого" выступления, нацеленного, на мой взгляд, в будущее и образовательных и бизнес моделей - "спонтанное сотрудничество вытеснит жесткое планирование", "инфраструктура построенная на основе кооперации", "система, в которой координация результата работы группы - побочный продукт функционирования системы, не связанный с институциональной моделью"...
Вот теперь слушаю ВСТУПЛЕНИЕ к Теме 1 Курса от Ивана Травкина
Вот теперь слушаю ВСТУПЛЕНИЕ к Теме 1 Курса от Ивана Травкина
Итак, после такой мозговой "подпитки" пытаюсь ответить на вопросы, предложенные для размышления... Оставлю это до завтрашнего дня (а то мозг "закипает")
Комментарии
Отправить комментарий