К основному контенту

"Я не против сотрудничества с другими... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"



Тема 1 в курсе "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие" называется красиво -  «Стая птиц». И речь здесь идет об организации сотрудничества в соответствии с теорией коннективизма. Действительно, сетевое сообщество напоминает чем-то "стаю птиц" - приходим, нравится - остаемся, делимся своим - общаемся, не понравилось - уходим, каждый преследует свою цель и при этом осуществляет совместную деятельность...

При выполнении задания удалось просмотреть видео  Владимира Николаевича Кухаренко,  рассказывающем о коннективистских курсах с большой палитрой различных сервисов и неструктурированной информации, которые начинаются с программы и первичной обработки информации преподавателем, размещения курса в "облаке". В таком курсе предполагается, что участники имеют навыки работы в интернете. Особенность коннективистского учебного процесса - каждый преследует свою цель, оценок нет, каждый решает свои проблемы в общении, материалы обрабатываются, идет комментирование, обмен материалами (знаниями), по ходу обучения участники могут сотрудничать, объединяясь в группы по интересам - в сообщества практики, а преподаватель становится также участником курса и работает наравне со всеми. В процессе работы знания перепрофилируются. Группы после курсов, как правило, не распадаются, какое-то время общаются, развиваются, даже совместные исследования проводят.

Также прочитала статью Константина Бугайчука "Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма" в электронном журнале «Социальный компьютинг».
По мнению Константина, для того, чтобы любое сообщество (особенно профессиональное) было успешным, устойчивым и развивалось, оно должно обладать следующими чертами: 1. Идея, 2. Продукты. 3. Открытость. 4. Активность. 5. Толерантность. 6. Успех любого участникаПонравились выделенные им общие черты участия в сетевых сообществах в контексте конективизма: деятельность в сетевом сообществе, как и в массовых открытых дистанционных курсах, состоит в развитии своей персональной учебной сети PLE, включении в нее определенных узлов (участники, контент), но в соответствии со своей личной целью участия; идея (цель, тема) как у сообщества, так и у курса общая, однако каждый участник приходит в сообщество со своей целью и пытается достичь ее; в сетевых сообществах (особенно профессиональных, практики) существует  избыток информации, поэтому участник физически не может охватить всю область деятельности сообщества; много деятельности проходит вне пределов материнского сайта. Участники сетевых сообществ, могут кроме общей платформы, публиковать свой материал, участвовать в дискуссиях за пределами основного сайта, однако, как правило, информация об этом передается ими для всех участников сообщества посредством социальных сервисов, общих каналов новостей и т.д., каждый участник формирует свою траекторию участия в деятельности сообщества. В конце концов, каждый участник сам является ответственным за достижение поставленной цели.

Пришла в восторг от краткости изложения и четкости мысли Siemens, G. в блоге, который в посте 2006 года "Groups vs. Networks" разъясняет свою позицию по определению разницы между группой людей и собственно сетью. ""Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют согласованности, сети требуют автономии... Мне нравится индивидуальность, который предоставляет блог - мое письмо, мои мысли, мое место. Я не против сотрудничества с другими ... но только если я не потерял голос и личность в этом процессе"

Еще просмотрела видеовыступление на TED (2005) Клэй Шёрки об оппозиции институций и сотрудничестваОтметила для себя эффективность того, о чем он говорит, и что уже знала давно. Использовала в своей работе с середины 2003 по конец 2006 гг. именно такой подход, интуитивно поняв силу такой модели организации и проведения программы "Обучение для будущего" в России (полгода уговаривала сменить модель, изначально заложенную в программу по типу вложения большого финансирования в создание и развитие отдельных центров - на сетевую модель, не требующую существенных затрат, но предполагающую интеллектуальный вклад участников из уже существующих структур). Мне кажется, что эта модель продемонстрировала на практике свою успешность...К сожалению, у руководства холдинга, где работаю сегодня,  понимания этого подхода так и  не удалось найти  (плохо объясняю)...  Вот для меня самые важные вещи из этого действительно "пророческого" выступления, нацеленного, на мой взгляд, в будущее и образовательных и бизнес моделей - "спонтанное сотрудничество вытеснит жесткое планирование", "инфраструктура построенная на основе кооперации", "система, в которой координация результата работы группы - побочный продукт функционирования системы, не связанный с институциональной моделью"...

Вот теперь слушаю ВСТУПЛЕНИЕ к Теме 1 Курса от Ивана Травкина

Итак, после такой мозговой "подпитки" пытаюсь ответить на вопросы, предложенные для размышления... Оставлю это до завтрашнего дня (а то мозг "закипает")

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…