К основному контенту

Так что же такое ПОРТФОЛИО школьного библиотекаря?!


Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе
ничего сказать не можешь
(Козьма Прутков)

Вышел в свет второй выпуск журнала "Школьная библиотека: Сегодня и завтра", мне из рук в руки передала этот журнал гл. редактор Татьяна Дрыжова.

В разделе IT-Школа современного школьного библиотекаря мы предлагаем поговорить о том, что такое портфолио библиотекаря школы, зачем оно ему необходимо, и, если все же требуется, то как и где представлять его в Интернете (а мы говорим именно о веб-портфолио), какие инструменты для этого применять.

Портфолио по определениям, данным в литературе, обозначает “подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них”. Казалось бы, чего проще - размещай о себе такую комплексную “визитку”-самопрезентацию с помощью готового конструктора, включающую личные данные, свои достижения, ссылки на творческие работы, созданные самостоятельно документы и отзывы-мнения о проводимых библиотекарем проектах и конкурсах, читательских конференций и обсуждений книг, чтобы все вокруг видели, чего ты достиг в своей профессии. Но, как оказывается, такого “прямого”  подтверждения своего профессионализма уже недостаточно. Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями- предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем, от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся, а также предъявления более тесной связи собственных успехов с их успехами.


В первом случае библиотекарю можно открыто продемонстрировать уровень своего профессионального развития и систематического освоения нового, предоставив в портфолио ссылку на алгоритм собственных шагов в направлении саморазвития и самообучения в виде персональной учебной среды, о которой сегодня рассказывается в одной из статей рубрики (напр., ментальной карты овладения библиотекарем Интернет-инструментами). Во втором - размещая в своем портфолио ссылки на анализ динамики изменения у школьников уровня информационной грамотности и культуры, содержания их поисковых запросов, обращений в библиотеку, процент охвата чтением, статистику совместных уроков с учителями-предметниками, можно тем самым предъявить ожидаемую результативность работы библиотекаря с учащимися.

Интернет дал в руки библиотекарей школ замечательные инструменты и конструкторы для яркого  представления на сайтах, в блогах, на страничках вики-сред важных составляющих такого своего портфолио, которое продемонстрирует умение качественно работать по всем указанным направлениям, доказывая в очередной раз  всем участникам педагогического процесса - от учащихся до директора школы, что библиотекари знают себе цену и без них им никак не обойтись. Авторы статей нашей сегодняшней рубрики постараются помочь в этом.

Содержание нашей рубрики в выпуске 2 журнала:
Алексеева Оксана, Новосиб. обл. ВикиСибириада как модель формирования портфолио библиотекаря
Активный участник проекта “ВикиСибириада” автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения библиотекарем своего портфолио прежде всего потому, что в ней он и учится, накапливая опыт использования интернет-сервисов в своей работе, и повышает  квалификацию, и растет как  профессионал, обмениваясь своим опытом и знаниями с другими представителями сетевого библиотечного сообщества, и организует творческую деятельность с детьми и подростками, успехи которых в проводимых библиотекарем проектах находят в вики-среде свое отражение.

Кубрак Наталья, Вилючинск Отображение профессиональных достижений в социальных сервисах
Автор статьи рассматривает отдельные элементы  веб-портфолио библиотекаря, которые  можно  отнести к “документам” - конкурсным и проектным работам, авторским разработкам и сценариям, проектам и программам, др. В статье приводятся примеры представления коллекции различных документов, даются  рекомендации по их созданию с помощью сервисов веб 2.0

Короповская Вера, Мурманск Конструкторы портфолио

Автор статьи рассматривает несколько специализированных сервисов для создания веб-портфолио библиотекаря и библиотеки. В статье приводятся примеры личных электронных портфолио библиотекарей и портфолио библиотек, созданных в этих сервисах-конструкторах.

Cмутнева Елена, Новосибирск Персональная учебная среда библиотекаря

Автор в своей статье разбирается с понятием Персональная учебная среда (PLE). Исходя из личного опыта, автор конструирует персональную учебную среду библиотекаря, работающего с детьми и подростками, предлагая алгоритм создания подобной среды. По мнению автора, пользователи сети могут стать центрами (узлами сети), способными создавать вокруг себя образовательное пространство в Интернете, который необходимо и возможно использовать не только в целях самообразования, но и профессионального развития.

Орешко Марина, Мурманск Каждый блогер желает знать… (Как сделать счетчики посещений в блоге и установить форму обратной связи с читателями-подростками)

Автор дает рекомендации библиотекарю-блогеру по установке счетчика числа посещений, который позволит быть в курсе того, насколько популярен его блог, сколько у блога посетителей в день/ за месяц/ за год.  “Обратная связь” - основа работы библиотекаря и одна из важных составляющих его  веб-портфолио. Кроме того, автор рекомендует некоторые сервисы для создания форм обратной связи с читателями и посетителями - для вопросов, сообщений о продлении литературы, взятой на дом, для “виртуальной справки”, голосования и пр.

Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Старая форма тормозит развитие содержания библиотек школ

Почему происходит трансформация библиотек в школах? Одни библиотеки выбрасываются "на помойку истории" (как считают некоторые), другие начинают интенсивно развиваться, меняясь до неузнаваемости... Может ли содержание работы библиотекаря школы оставаться постоянным на протяжении долгого времени, или оно должно развиваться в соответствии с трендами в образовании, неизбежно меняя за собой изменение формы?
Для библиотекарей Выборга по заказу МБУ "Выборгский районный информационно-методический центр" провела вебинар "Организация информационно-библиотечного центра в школе". Получился большой разговор о том,  что именно влияет на изменения в библиотеках школы, зачем библиотеке школы необходимо присутствие в медиапространстве, чем может помочь учителям-предметникам и учащимся современный библиотечный специалист, что нужно сделать библиотеке школы для полноценного перехода к новой модели...