К основному контенту

Так что же такое ПОРТФОЛИО школьного библиотекаря?!


Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе
ничего сказать не можешь
(Козьма Прутков)

Вышел в свет второй выпуск журнала "Школьная библиотека: Сегодня и завтра", мне из рук в руки передала этот журнал гл. редактор Татьяна Дрыжова.

В разделе IT-Школа современного школьного библиотекаря мы предлагаем поговорить о том, что такое портфолио библиотекаря школы, зачем оно ему необходимо, и, если все же требуется, то как и где представлять его в Интернете (а мы говорим именно о веб-портфолио), какие инструменты для этого применять.

Портфолио по определениям, данным в литературе, обозначает “подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них”. Казалось бы, чего проще - размещай о себе такую комплексную “визитку”-самопрезентацию с помощью готового конструктора, включающую личные данные, свои достижения, ссылки на творческие работы, созданные самостоятельно документы и отзывы-мнения о проводимых библиотекарем проектах и конкурсах, читательских конференций и обсуждений книг, чтобы все вокруг видели, чего ты достиг в своей профессии. Но, как оказывается, такого “прямого”  подтверждения своего профессионализма уже недостаточно. Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями- предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем, от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся, а также предъявления более тесной связи собственных успехов с их успехами.


В первом случае библиотекарю можно открыто продемонстрировать уровень своего профессионального развития и систематического освоения нового, предоставив в портфолио ссылку на алгоритм собственных шагов в направлении саморазвития и самообучения в виде персональной учебной среды, о которой сегодня рассказывается в одной из статей рубрики (напр., ментальной карты овладения библиотекарем Интернет-инструментами). Во втором - размещая в своем портфолио ссылки на анализ динамики изменения у школьников уровня информационной грамотности и культуры, содержания их поисковых запросов, обращений в библиотеку, процент охвата чтением, статистику совместных уроков с учителями-предметниками, можно тем самым предъявить ожидаемую результативность работы библиотекаря с учащимися.

Интернет дал в руки библиотекарей школ замечательные инструменты и конструкторы для яркого  представления на сайтах, в блогах, на страничках вики-сред важных составляющих такого своего портфолио, которое продемонстрирует умение качественно работать по всем указанным направлениям, доказывая в очередной раз  всем участникам педагогического процесса - от учащихся до директора школы, что библиотекари знают себе цену и без них им никак не обойтись. Авторы статей нашей сегодняшней рубрики постараются помочь в этом.

Содержание нашей рубрики в выпуске 2 журнала:
Алексеева Оксана, Новосиб. обл. ВикиСибириада как модель формирования портфолио библиотекаря
Активный участник проекта “ВикиСибириада” автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения библиотекарем своего портфолио прежде всего потому, что в ней он и учится, накапливая опыт использования интернет-сервисов в своей работе, и повышает  квалификацию, и растет как  профессионал, обмениваясь своим опытом и знаниями с другими представителями сетевого библиотечного сообщества, и организует творческую деятельность с детьми и подростками, успехи которых в проводимых библиотекарем проектах находят в вики-среде свое отражение.

Кубрак Наталья, Вилючинск Отображение профессиональных достижений в социальных сервисах
Автор статьи рассматривает отдельные элементы  веб-портфолио библиотекаря, которые  можно  отнести к “документам” - конкурсным и проектным работам, авторским разработкам и сценариям, проектам и программам, др. В статье приводятся примеры представления коллекции различных документов, даются  рекомендации по их созданию с помощью сервисов веб 2.0

Короповская Вера, Мурманск Конструкторы портфолио

Автор статьи рассматривает несколько специализированных сервисов для создания веб-портфолио библиотекаря и библиотеки. В статье приводятся примеры личных электронных портфолио библиотекарей и портфолио библиотек, созданных в этих сервисах-конструкторах.

Cмутнева Елена, Новосибирск Персональная учебная среда библиотекаря

Автор в своей статье разбирается с понятием Персональная учебная среда (PLE). Исходя из личного опыта, автор конструирует персональную учебную среду библиотекаря, работающего с детьми и подростками, предлагая алгоритм создания подобной среды. По мнению автора, пользователи сети могут стать центрами (узлами сети), способными создавать вокруг себя образовательное пространство в Интернете, который необходимо и возможно использовать не только в целях самообразования, но и профессионального развития.

Орешко Марина, Мурманск Каждый блогер желает знать… (Как сделать счетчики посещений в блоге и установить форму обратной связи с читателями-подростками)

Автор дает рекомендации библиотекарю-блогеру по установке счетчика числа посещений, который позволит быть в курсе того, насколько популярен его блог, сколько у блога посетителей в день/ за месяц/ за год.  “Обратная связь” - основа работы библиотекаря и одна из важных составляющих его  веб-портфолио. Кроме того, автор рекомендует некоторые сервисы для создания форм обратной связи с читателями и посетителями - для вопросов, сообщений о продлении литературы, взятой на дом, для “виртуальной справки”, голосования и пр.

Популярные сообщения из этого блога

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”...Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово!Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

"Существование" и продвижение книг по-новому

В силу обстоятельств, редко позволяющих мне выбираться из дома, освоилась с видеопрезентациями и "выступаю" теперь именно так... виртуально.

Сегодня выступала даже два раза - на X ежегодной Творческой лаборатории библиотекарей Орловской области, работающих с детьми, с докладом "Новые формы существования книг", и в рамках дистанционного семинара РГДБ "Сетевые методы продвижения ресурса "Вебландия" с сообщением "Продвижение библиотечных проектов в социальных сетях".

Пока готовилась к выступлениям, сама прочитала много интересного про новые книжные форматы, потрясающе интересные проекты в различных социальных сетях. И с удовольствием поделилась этим с собравшимися библиотекарями!

Конечно, презентации к выступлениям, которые я размещаю в этом посте в блоге, далеко не полностью отражают то, что именно говорилось в течение получаса, но то, о чем в целом шла речь - вполне, думаю, будет понятно заинтересованным лицам...






Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.
На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений: