К основному контенту

Так что же такое ПОРТФОЛИО школьного библиотекаря?!


Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе
ничего сказать не можешь
(Козьма Прутков)

Вышел в свет второй выпуск журнала "Школьная библиотека: Сегодня и завтра", мне из рук в руки передала этот журнал гл. редактор Татьяна Дрыжова.

В разделе IT-Школа современного школьного библиотекаря мы предлагаем поговорить о том, что такое портфолио библиотекаря школы, зачем оно ему необходимо, и, если все же требуется, то как и где представлять его в Интернете (а мы говорим именно о веб-портфолио), какие инструменты для этого применять.

Портфолио по определениям, данным в литературе, обозначает “подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них”. Казалось бы, чего проще - размещай о себе такую комплексную “визитку”-самопрезентацию с помощью готового конструктора, включающую личные данные, свои достижения, ссылки на творческие работы, созданные самостоятельно документы и отзывы-мнения о проводимых библиотекарем проектах и конкурсах, читательских конференций и обсуждений книг, чтобы все вокруг видели, чего ты достиг в своей профессии. Но, как оказывается, такого “прямого”  подтверждения своего профессионализма уже недостаточно. Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями- предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем, от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся, а также предъявления более тесной связи собственных успехов с их успехами.


В первом случае библиотекарю можно открыто продемонстрировать уровень своего профессионального развития и систематического освоения нового, предоставив в портфолио ссылку на алгоритм собственных шагов в направлении саморазвития и самообучения в виде персональной учебной среды, о которой сегодня рассказывается в одной из статей рубрики (напр., ментальной карты овладения библиотекарем Интернет-инструментами). Во втором - размещая в своем портфолио ссылки на анализ динамики изменения у школьников уровня информационной грамотности и культуры, содержания их поисковых запросов, обращений в библиотеку, процент охвата чтением, статистику совместных уроков с учителями-предметниками, можно тем самым предъявить ожидаемую результативность работы библиотекаря с учащимися.

Интернет дал в руки библиотекарей школ замечательные инструменты и конструкторы для яркого  представления на сайтах, в блогах, на страничках вики-сред важных составляющих такого своего портфолио, которое продемонстрирует умение качественно работать по всем указанным направлениям, доказывая в очередной раз  всем участникам педагогического процесса - от учащихся до директора школы, что библиотекари знают себе цену и без них им никак не обойтись. Авторы статей нашей сегодняшней рубрики постараются помочь в этом.

Содержание нашей рубрики в выпуске 2 журнала:
Алексеева Оксана, Новосиб. обл. ВикиСибириада как модель формирования портфолио библиотекаря
Активный участник проекта “ВикиСибириада” автор статьи считает, что вики-среда является комфортным местом для размещения библиотекарем своего портфолио прежде всего потому, что в ней он и учится, накапливая опыт использования интернет-сервисов в своей работе, и повышает  квалификацию, и растет как  профессионал, обмениваясь своим опытом и знаниями с другими представителями сетевого библиотечного сообщества, и организует творческую деятельность с детьми и подростками, успехи которых в проводимых библиотекарем проектах находят в вики-среде свое отражение.

Кубрак Наталья, Вилючинск Отображение профессиональных достижений в социальных сервисах
Автор статьи рассматривает отдельные элементы  веб-портфолио библиотекаря, которые  можно  отнести к “документам” - конкурсным и проектным работам, авторским разработкам и сценариям, проектам и программам, др. В статье приводятся примеры представления коллекции различных документов, даются  рекомендации по их созданию с помощью сервисов веб 2.0

Короповская Вера, Мурманск Конструкторы портфолио

Автор статьи рассматривает несколько специализированных сервисов для создания веб-портфолио библиотекаря и библиотеки. В статье приводятся примеры личных электронных портфолио библиотекарей и портфолио библиотек, созданных в этих сервисах-конструкторах.

Cмутнева Елена, Новосибирск Персональная учебная среда библиотекаря

Автор в своей статье разбирается с понятием Персональная учебная среда (PLE). Исходя из личного опыта, автор конструирует персональную учебную среду библиотекаря, работающего с детьми и подростками, предлагая алгоритм создания подобной среды. По мнению автора, пользователи сети могут стать центрами (узлами сети), способными создавать вокруг себя образовательное пространство в Интернете, который необходимо и возможно использовать не только в целях самообразования, но и профессионального развития.

Орешко Марина, Мурманск Каждый блогер желает знать… (Как сделать счетчики посещений в блоге и установить форму обратной связи с читателями-подростками)

Автор дает рекомендации библиотекарю-блогеру по установке счетчика числа посещений, который позволит быть в курсе того, насколько популярен его блог, сколько у блога посетителей в день/ за месяц/ за год.  “Обратная связь” - основа работы библиотекаря и одна из важных составляющих его  веб-портфолио. Кроме того, автор рекомендует некоторые сервисы для создания форм обратной связи с читателями и посетителями - для вопросов, сообщений о продлении литературы, взятой на дом, для “виртуальной справки”, голосования и пр.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три проблемы школьной библиотеки - одно решение

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Жизнь не смотрит назад...

Все мои перемены в жизни, - как я убедилась, -  прокладывают путь другим переменам. Жизнь не смотрит назад... Она все время тянет меня  куда-то вперед,заставляя что-то менять в самой себе и в окружающей действительности... В этом году прочно заняла место у ослабевающей мамы, редко куда-то могу выбраться, но это не мешает мне кое-что все же делать, в основном, из удовольствия и интереса. Вот краткие итоги года прошедшего  Тема года  - "Размышлизмы" о переменах Девиз года  - Дела семейные Слово года  -  Обновление Самое главное дело года  - Ремонт порой - незваный гость Важные моменты года: Внуку уже 6 лет!  Любим очень! Полгода отдала ремонту купленной   31 декабря 2017г. квартиры  и проснувшемуся интересу к дачно-садовым делам (офлайн). В оставшееся время - уж что смогла.... Сын отыскал след своего двоюродного прадеда  Дербенёва Дмитрия Кузьмича - после долгих и многочисленных запросов, просмотра большого количества периодики 30-ых годов, исслед

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива», не так ли, господа?!

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях - небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? - Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса "Сам себе писатель" в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о