понедельник, декабря 27, 2010

Подведем итоги года уходящего... А в будущем году не будем тормозить развитие подрастающего поколения

Как может меняться наша жизнь под влиянием тех или иных обстоятельств, под воздействием тех или иных людей и их идей! Вот и школьные библиотекари за 2010 год стали совсем другими:

Практически освоившись в своей работе со школьниками с социальными сервисами и инструментами (еще раз - спасибо Люде Рождественской, Вере Короповской и Оксане Петровой, которые столько сил вложили в их обучение в конце 2009 году!), почти преодолев робость скромность при написании своих постов в библиотечных блогах (скажем спасибо друг-другу, т.к. учились этому у коллег-блоггеров, читая их лучшие сообщения, сравнивая и стремясь написать еще лучше, чем у них!), они стали больше и самостоятельнее размышлять о будущем библиотек школ (какие чудесные смелые мысли о путях изменений своих собственных библиотек и школьного библиотечного дела вообще появились в многих блогах школьных библиотекарей!), о необходимости сотворчества с педагогами (какие замечательные проекты по различным предметам с включением самостоятельных учебных исследований, которые проводятся в библиотеке, были придуманы, разработаны и проведены библиотекарями совместно с учителями-предметниками!)...

Заканчивается год 2010-ый. Мы многое сделали, мы многого достигли. Своими мыслями мы делились не только в своих блогах, на городских и региональных семинарах и конференциях, но и на страницах электронного альманаха "Вопросы информатизации образования", свои знания мы применяли не только в проводимых с детьми проектах, консультациях и обучении учителей и школьников возможностям Веб 2.0, то есть, тому, чему обучились сами, но и во Всероссийских конкурсах, которые приносили нам новые знания и победы...
Не хочется остановиться в своем развитии и освоении нового, чтобы не тормозить развитие подрастающего поколения, освоившегося в Сети гораздо лучше нас.

Чтобы увеличить, нажимайте здесь

Также хочу подвести итоги собственной деятельности: 


Важное
Выступила автором идеи и соавтором (с Верой Короповской) материалов веб-сайта-дистанционного курса "Дванольный библиотекарь" для самоподготовки школьных библиотекарей
    Любимое
    Организовала и провела секцию "Школьного сектора" на конференции Ассоциации RELARN, о чем можно прочитать ВОТ ЗДЕСЬ



    Писала и публиковала:
    • Меняющиеся место и роль школьной библиотеки
    • «Скоростной комфортный поезд» свободного доступа к знаниям и информации
    • Проблемы, требующие решения 
    • Хочу шагать в ногу со временем! (Анализ проведения дистанционного обучения школьных библиотекарей по курсу “Я учусь работать в блоге!”) ж. Школьная библиотека, 2010, №1, с. 20-29
    • Дистанционное обучение школьников и детей с ограниченными физическими возможностями на основе контента образовательной информационной среды «КМ-Школа» - В сб.: Информационные технологии для новой школы: Материалы конференции, Санкт-Петербург, 2010, с.292-295
    • Что выбирают школы для формирования информационной образовательной среды образовательного учреждения - //Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе (ИТО-Томск-2010: Сборник материалов конференции) – Томск,2010.- 471 с.
    Что школьным библиотекарям и школьным библиотекам принесет новый 2011-ый? 
    Новый Стандарт общеобразовательной школы с прописанным в нем информационно-библиотечным центром (явно предполагающим наличие не одного сотрудника!), важностью организации специальных мест для самоподготовки и самообразования школьников, специальным образом организованной работой с учениками-читателями по вычленению главного в текстах для дальнейшего применения на практике... - дарит надежду на то, что школьный библиотекарь найдет свое достойное место в учебном процессе, а школьная библиотека действительно обретет "статус", о котором столько говорится с высоких трибун (только дело с места пока не сдвигается)...

    Также подводит итоги 2010 года:

    пятница, декабря 24, 2010

    Библиотеки стали хранилищем пыли, а не знаний...

     (/Вести ФМ/)

    Библиотеки стали хранилищем пыли, а не знаний. "Утро с Дмитрием Губиным"

    Библиотекам дадут право не только оцифровывать книги, но и беспрепятственно обмениваться электронными версиями текстов. Ходите ли Вы в библиотеку или предпочитаете электронные книги? Это и многое другое Дмитрий Губин обсудил со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".

    четверг, декабря 23, 2010

    Усатый-полосатый... Это я

    Новогоднее настроение творит чудеса - хочется шуток, смеха, предсказаний и чуда. С вами такое еще не происходит? Это потому, что вы еще сидите на работе и в компьютер внимательно смотрите.
    А со мной вдруг произошло сегодня - оторвалась от рабочего кресла и побывала на Рождественском Фестивале интерактивных мультимедийных инсталляций в РГГУ в качестве эксперта студенческих проектов-интерактивных презентаций и просто благодарного зрителя. В итоге - море позитива, отличное настроение, а самое главное - появилось ощущение, что вот, сейчас откуда-то появятся и заинтригуют всякие-разные чудеса... И точно, в ленте новостей "Медиатека школы" во FriendFeede наткнулась на совершенно замечательное название поста в блоге Ирины Коткиной. Ну как Вам это: "Очень приятно. Царь!" - Это пост о результатах новогоднего теста в Комсомолке "Каким котом ты будешь в будущем году?". Не утерпела, сама тоже заполнила его - интересно же, что меня ждет в следующем году Кота (или Кролика), пусть даже и в виде милого домашнего животного. Вот вполне похожий результат...

    Елена
    Твоя порода - сибирская.
    У тебя крепкий, ровный и веселый характер. Ты практичный(ая), самостоятельный(ая), все умеешь делать сам(а). Ты надежный друг и совершенно не переносишь предательства. Обостренное чувство справедливости может заставить тебя покусать обидчика слабых.

    среда, декабря 22, 2010

    Должна ли измениться школьная библиотека?

    Еще один опрос в "Будь в тренде" с просьбой ответить на самый простой вопрос: "Должна ли измениться школьная библиотека?", размещенный автором блога вчера, дал весьма обнадеживающий ответ 138 чел. (73%) принявших участие: "Давно пора меняться, Интернет многие функции библиотеки школы заменяет!"
    Правда, среди 50 (27%) тех, кто считает иначе, есть и такое мнение: "А зачем? В ней и так нормально выдают учебники школьникам. На что можно поменять школьную библиотеку? Может разве, что добавить в школьных библиотеках орг.техники (ксерокс, принтер, сканер)..."
    Участие в опросе приняли люди из Литвы, Казахстана, Узбекистана, Украины, Германии, Чехии, Израиля, России. Грустным оказался факт того, что из 188 россиянина, принявшего участие в опросе, 50(!) уверены, что школьной библиотеке изменения не нужны! Когда роль библиотеки во влиянии на учебный процесс столь незначительна, а библиотекарь в школе столь незаметен, вернее, "незамечаем", зачем что-то менять?!

    Выученная беспомощность

    На Российском общеобразовательном портале размещена заметка Светланы Сметаниной об обсуждении законопроекта "Об образовании", совпавшем с временем, когда были получены результаты тестов Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA). Напомню, что это исследование проводится среди 15 летних подростков школ разных стран Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и результаты его тестов считаются одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире, Россия - в конце четвертого десятка.

    Во всем мире к результатам тестов PISA относятся очень серьезно, часто воспринимая их как повод для реформы системы образования. За последние несколько лет 13 стран значительно улучшили свои показатели. Например, Чили поднялась на 50 пунктов и почти догнала Россию. А в Великобритании попросту закрывают школу, если она три раза подряд дает плохие результаты по тестам. В России же исследования PISA не то чтобы игнорируют, но и особо в расчет не принимают...


    Понравился мне пример, которым поделюсь, поскольку он имеет самое непосредственное отношение к задачам, стоящим перед библиотекой, вернее, информационно-библиотечным центром Новой школы:
    ...для российских школьников камнем преткновения стала задачка о пингвинах. Им предлагался некий текст, в котором рассказывалось о количественном изменении популяции пингвинов на одном из островов в течение ряда лет. Чтобы ответить на вопрос, что повлияло на эти изменения, школьникам надо было найти соответствующие исследования в интернете. А для этого понять, какие ключевые слова из текста использовать для поиска. Задание было полностью провалено, поскольку, как выяснилось, российские школьники очень слабо владеют навыками поиска и анализа нужной информации

    И далее:

    Второй не менее важный вывод из исследования касается конкурентоспособности страны в целом. Результаты исследования показали, что большинство российских учащихся находятся на так называемом втором уровне знаний, который касается самых элементарных житейских ситуаций. Тогда как в странах ОЭСР преобладают 3-й и 4-й уровни знаний, с которых, собственно, и начинается самообразование....

    Вот так, дорогие библиотекари, не владеют наши школьники навыками поиска и анализа нужной информации, никак не научатся выделять из текстов главные смыслы и облекать их в соответствующие слова (теги), не обладают навыками самоподготовки и самообразования, ну не учит их этому школа в сегодняшнем виде, в том числе, и библиотека в силу разных объективных и субъективных причин мимо проходит этого, не так ли?! Вот и плодим "выученную беспомощность" в школах, вроде, и знания есть у школьников, а умений их применить в жизни - нет.


    Еще хорошо бы прочитать по теме статью Ударим «нано» по разгильдяйству и PISA

    вторник, декабря 21, 2010

    Когда говорят "библиотека", какой образ возникает в вашем сознании?

    Опрос на указанную в оглавлении поста тему был проведен автором блога в новом интересном сервисе Будь в тренде. Интересен он тем, что туда заходит множество людей из разных стран и с различными интересами. Вот, вроде, только что создала этот опрос, а уже 130 человек разместили свое мнение по поводу того, какой из перечисленных образов возникает у них при упоминании слова "БИБЛИОТЕКА":

    • Книги, журналы, газеты
    • Книги, компьютеры с мультимедийными и интернет ресурсами
    • Электронная библиотека в интернете
    • Локальная сеть, наполненная различными электронными ресурсами

    Посетители сайта из российских городов и сел, Белоруссии, Казахстана, Украины, Латвии и др. зашли оставить свое мнение. 84 % связали слово "библиотека" с книгами, журналами и газетами...

    Не означает ли это, что сам термин под влиянием внедрения в библиотечную деятельность информационных технологий и постепенный перенос в Сеть множества библиотечных функций должен все же претерпеть изменения?!

    четверг, декабря 16, 2010

    А вот еще одна победа, или Позитив продолжается: новые победители в новых спецноминациях!

    Лучшим сайтом в области привлечения граждан к активной жизни в информационном обществе в конкурсе Позитивный контент-2010 признан блог "Библиотека 2.0 школ Хабаровского края"!
    Его автор Наталья Борисовна Шопова - библиотекарь школы-блоггер из Хабаровского края.
    Сетевое сообщество блоггеров библиотекарей поздравляет эту неутомимую труженицу, эту "Шестирукую богиню" (такую номинацию для нее придумали школьные библиотекари) библиотечной нивы. Она известна в Сети давно и педагогам и библиотекарям школ, учащимся и их родителям. Просветительская деятельность, которая ею ведется, достойна большого уважения.

    Лауреатов этой спецноминацим приглашают на церемонию награждения, которая пройдет 16 декабря 2010 года в рамках Всероссийской конференции ГОСГРАНТ, организованной РАРИО. Мероприятие пройдет в здании Российской государственной библиотеки (Библиотеки им. В.И. Ленина)

    Почти портфолио Натальи Борисовны, где можно более подробно ознакомиться с ее полезными активностями

    С ОЧЕРЕДНОЙ ПОБЕДОЙ, Наталья Борисовна!

    среда, декабря 15, 2010

    "Спешат часы, проходит старый год. Шуршат его последние страницы..."

    Скоро Новый год. Декабрь - месяц подведения итогов года уходящего. Как-то прожили его школьные библиотекари, обучившеся в конце 2009 года по курсу "Я учусь работать в блоге!"? - Это был год, который, - по словам Любови Брюховой, - разделил жизнь библиотекарей школ на "ДО" и "ПОСЛЕ" обучения. Действительно, при освоении работы с социальными сервисами, понимания того, как их можно и нужно использовать в своей работе библиотекаря учебного заведения - начинают "закипать мозги" от возникшей потребности изменить все вокруг себя, "чешутся руки" от желания творить и действовать "по-новому", работая на реальное повышение качества обучения каждого своего пользователя школьника.
    Размещаю книгу побед и соответствующих наград школьных библиотекарей-блоггеров за 2010 год под названием "Лестница, ведущая вверх"
    Это достойные награды! Это достойные победы! Шуршите ее страничками! Гордитесь вместе с нами победами этих достойных людей! Удивляйтесь их потенциалу!

    У тех, кто еще не успел разместить свои странички в эту коллективную книгу - есть еще возможность это сделать до конца старого 2010 года вот здесь

    Вот наше настроение в конце 2009 года

    О библиотекарях-блоггерах пишут в столичных журналах...

    Вышел в свет новый Шестой выпуск журнала "Дети в информационном обществе", издаваемом Фондом развития Интернета.

    Среди интересных статей о том, с кем общаются европейские подростки в Сети, об особенностях этого общения в социальных сетях, о том, как мы выглядим в них и как воспринимают нас наши собеседники, какие навыки необходимы в первую очередь сегодняшним школьникам и студентам и др. - рассказ о лучших сайтах (блогах) для пользователей Интернета, в котором идет речь и о "ЧУМотеке", автор блога под таким названием Ирина Коткина которого стала победителем конкурса "Позитивный контент-2010". Дается объяснение, почему именно этот БЛОГ, а не САЙТ (как , было заявлено в условиях конкурса) был выбран экспертами. Цитирую:

    ЧУМотека - это не просто блог школьной библиотеки, а целый краеведческий портал, который позволяет познакомиться с языком, культурой, географией, историей, литературой Ненецкого автономного округа...

    Круглый стол "Дети в Интернете: Россия, Европа, Мир"

    В пресс-центре РИА Новости при поддержке "Комстар-ОТС" в Москве 15 декабря состоялся Круглый стол "Дети в Интернете: Россия, Европа, Мир: Первые результаты международного исследования", в котором приняли участие в качестве спикеров директор Департамента общего образования МО и науки РФ Елена Низиенко, председаталь Совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко, координатор "Школьного сектора" Ассоциации РЕЛАРН, гендиректор компании "КМ-Образование" Елена Ястребцева.

    Модератором Круглого стола выступил Директор Федерального институтта развития образования МОН РФ, академик РАО, доктор психологических наук, проф. Асмолов Александр Григорьевич Основными докладчиками выступили Карвил Люцина, профессор Варшавской школы общественных и гуманитарных наук и центра психологических исследований Варшавского университета, координатор исследования Дети Евросоюза Онлайн в Польше, и Солдатова Галина, профессор факультета психологии МГУ им. М.Ломоносова, руководитель исследования "Дети России Онлайн". Собравшиеся обсудили проблемы, которые были выявлены такими серьезными исследованиями: Готовы ли мы полноценно использовать образовательные возможности Интернета и современных информационных технологий? Можем ли мы оградить своих детей от различных сетевых угроз и сделать их пользование Интернетом более безопасным?Чем отличаются европейские и российские дети-пользователи Интернета? Что делают дети в Интернете, с кем общаются, и другие.

    Елена Ястребцева говорила о том, что нужно больше доверять молодым. Так, американское образование за несколько лет практически полностью оснастило себя в 90-ые годы образовательным безопасным контентом за счет поддержки Международного конкурса ThinkQuest, в котором группы школьников всего мира с участием взрослых консультантов создавали вполне качественные образовательные Интернет-ресурсы. Говорила о важности проведения таких международных и Всероссийских исследований детей и их "существования" в Интернете, влияющих на бОльшую осведомленность взрослых о рисках в Интернете для детей, что ведет к пониманию того,  чему и как их надо учить в школах и на что обращать внимание родителей при организации деятельности ребят в Интернете. Должна существовать прямая связь между результатами исследований и практическим воплощением их в учебный процесс - через каждый учебный предмет (опосредованно через методы, формы, приемы) и специальным образом организованную работу библиотекарей-педагогов, формирующих информационную грамотность и культуру школьников в своих информационно-библиотечных центрах школ, существование которых обозначено в проекте Стандарта образования.

    четверг, декабря 09, 2010

    Библиотекари постепенно становятся педагогами...

    Джуди, руководитель информационно-библиотечной службы школы св. Иосифа , что в Австралии, активно продвигающая идеи "дванольности" библиотечной деятельности, она же автор блога любимого многими библиотекарями школ и университетов в разных странах мира уходит... в педагоги. В 2011 году она приступает к своим новым обязанностям в качестве преподавателя-лектора факультета образования в Университете Чарльза Стерта.

    Об этом она написала свой пост, в том числе и о своем последнем разговоре с директором колледжа, который оценил все произошедшие за три года изменения по обновлению библиотеки колледжа, превратившейся в истинный центр обучения, которые потребовали от Джуди больших педагогических и физических вложений/изменений. Этот путь был для колледжа непростым, но вместе с Джуди директор порадовался, что это все-таки удалось сделать! В ее блоге можно познакомиться с фотографиями до преобразований и после.

    Джуди с нетерпением ожидает совместной работы (!) с учителями и библиотекарями, которые станут ее слушателями, чтобы помочь им перенести лучшее из виртуальной среды обучения в образовательный процесс школьников.

    Что еще обязательно прочитать по теме

    воскресенье, декабря 05, 2010

    Что в имени тебе моем?.. - Никнейм для современного человека

    Никнейм для современного человека имеет уже не меньше (а может быть даже большее) значение, чем настоящее имя и фамилия. В тоже время, у обитателей интернета до сих нет возможности как-то зарегистрировать свой ник, интернет-паспортов пока никто не выдает. А ведь часто возникают ситуации, когда вы хотите использовать какой-то ник, но он оказывается уже занятым, причем иногда это касается даже совершенно оригинальный и, казалось бы, неповторимых сочетаний букв и цифр. Хотя бы частично исправить это досадное недоразумение призван сервис регистрации никнеймов — Nick-name.ru... Что можно делать с полученным сертификатом еще? При желании его можно вставить к себе на блог, в подпись на форум (в виде BBCode) или отправить друзьям. Кстати, свой ник можно так же разместить на специальной «стене никнеймов»...

    Сертификат на никнейм biblio-media, зарегистрирован за Ястребцевой Еленой Николаевной
    Застолби твой nickname!
    Источник

    Спасибо КотуБиблиофилу, у которого подсмотрела информацию!

    пятница, декабря 03, 2010

    Виртуальные миры - реальные места для обучения школьников!

    Джуди О'Коннел разместила в своем блоге пост "Виртуальные миры действительно реальные места для обучения", в котором пишет о том, как удивительно наше время и этот 2010 год - год завершения первого десятилетия нового века, принесшего нам множество инноваций и изменений. Для некоторых это десятилетие явилось "прыжком" в новые формы обучения, которые невозможно сразу осмыслить и применить на практике. Для других это десятилетие явилось естественным продолжением взаимодействия с учащимися, временем большего понимания того, что обучение должно быть направлено на повышение мобильности учащихся.
    Джуди оптимистично верит в то, что следующее десятилетие подарит всем нам - педагогам и учащимся еще более "волшебные вещи" - из школы игр и деятельности в виртуальных мирах мы переместимся в практику повседневного виртуального обучения, восстановим связи между школой и домом (учиться можно будет везде!), и будем готовы обеспечить достойную образовательную (обучающую) среду, в которой технологии будут реально использоваться нашими учениками.

    Джуди поделилась ссылкой на свою статью под названием "Виртуальные миры - действительно реальные места для обучения", которую она опубликовала в последнем номере национального журнала австралийской школы библиотечной ассоциации.
    Читайте!

    А в журнале, изображение которого я разместила в этом же посте -  информация про Круглый стол по проблемам школьных библиотек все той же Австралии, о которой так полюбила писать в последнее время :-). Целью его послужило желание собрать вместе представителей основных заинтересованных сторон - профессиональных ассоциаций и учреждений, библиотекарей школ и педагогов, работающих с библиотеками.

    Какие результаты ожидают от Круглого стола школьные библиотеки? - На 2010 год были запланированы важные мероприятия по выработке рекомендаций Федерального правительства, в частности - проведение исследования по школьным библиотекам и библиотекарям-педагогам в австралийских школах...

    Ссылки на магазин, где продаются книги (на англ. яз.), которые пишутся и издаются во Всемирной серии "Обучение в меняющемся мире" в той же Австралии по проблемам школьных библиотек и их разрешению, тесно увязанные с процессом обучения в школах.
    В этой серии для всех педагогов, библиотекарей и руководителей учебных заведений представлены основные направления обучения в 21 веке: цифровой мир, виртуальные миры, программы интеграции ресурсов и физической среды. Речь в них идет об основных  элементах обучения учащихся для включения и расширения их возможностей, необходимых на протяжении всей жизни, чтобы стать активными членами  общества.

    LinkWithin

    Related Posts with Thumbnails