К основному контенту

Работать с детьми и подростками, обучаясь

Провела в ноябре-декабре два вебинара для библиотекарей-участников обучения в РГДБ в рамках курса “Детская библиотека в цифровой среде и медиапространстве”.

На первом вебинаре "Медиаобразовательные технологии в практике библиотек" (24 ноября) библиотекари, работающие с детьми, получили задание разработать технологическую карту библиотечной игры. И уже в декабре ими была создана вот такая замечательная коллективная "копилка" разработок игр, которая  обсуждалась на втором вебинаре "Библиотекарь в социальных сетях".




В процессе наблюдения за выполнением задания участниками у меня возникло несколько вопросов-сомнений:

Вопрос первый: Все ли участники сами владеют инструментами и сервисами, предлагаемыми в авторских Технологических картах для успешного выполнения детьми заданий игр? - Сомнение возникло из-за того, что лишь несколько человек из группы продемонстрировали свое собственное умение работать в гугл-сервисах, в частности, с коллективной презентацией. Сервисы, которые предлагались к использованию в аудитории детей, были либо совсем для их возраста непригодными, либо их предлагалось такое количество, которое за одну игру, проект, конкурс просто не поднять. 
Необходимы практико-ориентированные  курсы для библиотекарей, систематическое их обучение, особенно тех, кто работает с детьми. Их надо постоянно обучать новому - новым приемам, формам и инструментам в интернет.

Вопрос второй: Владеют ли участники данного обучения навыками культуры соучастия, основанной на приглашении пользователей проектов, игр, конкурсов и пр. к взаимодействию при создании любого контента? - Сомнение возникло из-за того, что некоторых участников смутила открытость их разработок сетевому сообществу, из-за чего ссылки на их разработки игр, размещенные в интернет, показались им излишними. И здесь я увидела две проблемы: Одна - опасение за утрату собственных авторских прав на разработку, размещенную в открытом доступе в интернет, которая решается сегодня просто - установлением копирайта на страничку в интернет, где работа размещена. Всегда при необходимости можно будет доказать свое авторство. Вторая проблема - гораздо серьезнее. В интернет действует принцип для всех, кто идет по пути применения сценариев использования медиатехнологий в своей деятельности: Участвуй, не потребляй! Уже упомянутая культура соучастия людей, работающих в интернет, является альтернативой пассивному потреблению. Читатели, слушатели и зрители сегодня приглашаются к активному соучастию. Они сегодня уже не пассивные созерцатели, а активные пользователи и соавторы. И работать с ними надо учится постоянно и  ориентируясь именно на их активность и наше с ними взаимодействие.


Популярные сообщения из этого блога

О лидерах в образовании, или память о больших проектах

Потрясающая карта появилась в интернете в результате двухлетнего (с 2015 года) изучения сообществ лидеров инноваций в образовании сотрудниками Центра Содействия Инновациям в Образовании "СОЛь". Методом снежного кома, двигаясь от человека к человеку по их рекомендациям было проведено более 300 интервью, в результате которых построен среди прочего социальный граф, состоящий из почти 1000 лидеров.

К моему удивлению в первой двадцатке лидеров одного из сегментов есть и я. "К удивлению" - потому, что активность моя в работе с педагогами осталась давно позади - ровно десять лет назад у оставила проект Intel (R) "Обучение для будущего", и всю свою сетевую активность перенесла на школьных библиотекарей и библиотекарей, работающих с детьми и подростками. К сожалению, до последнего времени пути-дорожки в интернет учителей школ и библиотекарей не пересекались, следовательно, возможность того, что опрашивали и их, отсутствует. Значит, выбрать среди множества уважаем…

Ежегодная дурацкая академическая привычка

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот - “я к вам пишу”... Тема года - Близкие люди Девиз года - Любит тот, кто учит Слово года - Встреча Самое главное дело года - Защита магистрантов 
Лучшие моменты года 90-летие мамы, которое тепло отметили в кругу родных - московских и челябинских. Было здорово! Восстановленная справедливость - в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем - театра им.Ермоловой в Москве - Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала админу. Теперь красавица Ольга Климова жив…

Учиться, чтобы не “заржаветь"

76 библиотекарей московских школ, обучавшиеся с середины мая по конец июня на дистанционном курсе ТемоЦентра Департамента г.Москвы "Медиаобразовательные технологии в школьной библиотеке (начальный уровень)"/Авт.: Е.Н.Ястребцева и В.П.Короповская, успешно завершили его. Всего записалось на обучение еще в мае 87 чел.


Библиотекари прошли большой путь самостоятельной работы, погрузившей их в мир медиатехнологий, позволившей им освоить работу с Google-инструментами и LearningApps, и подсказавшегй путь к коллективному взаимодействию со своими читателями.

Со спокойной душой библиотекари уносят с собой в лето и новый учебный год интересные работы (а палитра работ была значительно больше тех, которые называю!), над которыми трудились индивидуально и коллективно полтора месяца:
Google-презентацию “Коллективная “копилка” библиотечных веб-квестов”Общую доску “Интерактивных викторин”Понятно, что это - лишь верхушка того айсберга под наименованием “возможности интернета” для работы со школь…