среда, апреля 20, 2016

Тридцать три... совета для библиотекарей и библиографов

"33 коровы  совета про использование в библиотеках интернета"
В милой детской песенке, впервые прозвучавшей в телефильме "Мэри Поппинс, до свидания", так замечательно распевается про 33 коровы, свежие строки, парное молоко и рождение нового, что, вероятно, совершенно ассоциативно выбрала эту цифру для названия книги, изданной в этом году. Оно  такое "33 совета про использование в библиотеках интернета"...

Тpидцать тpи коpовы, 
Тpидцать тpи коpовы, 
Тpидцать тpи коpовы,  
Свежая стpока
Тpидцать тpи коpовы, 
Стих pодился новый, 
Как стакан паpного молока. 
Тpидцать тpи коpовы, 
Стих pодился новый, 
Как стакан паpного молока...

Традиции и новые формы
Сегодня вырвалась из дома на Всероссийский семинар для специалистов библиографических отделов библиотек, обслуживающих детей "Современная детская библиография: Традиционные подходы и новые формы" (19-20 апреля 2016, Москва). Это - проект РГДБ, который всегда собирает много специалистов со всей России. И в этом году здесь собралось более 100 представителей из 27 регионов Российской Федерации: от Сахалина и Калининградской области до Крыма и республик Северного Кавказа, в том числе и ведущих специалистов-библиографов детских и детско-юношеских библиотек Архангельской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Брянской, Нижегородской, Смоленской, Челябинской, Московской областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы, Красноярского края.

Меня пригласили на семинар представить участникам книгу "33 совета про использование в библиотеках интернета", что я с удовольствием и сделала. Надеюсь, что участники не скучали!


вторник, апреля 19, 2016

«Печалию согрета гармония и наших дев, и наших муз»... в элегии

До 25 апреля есть еще возможность прослушать и просмотреть видеолекцию последнего модуля "Грустная мелодия для флейты" нашего дистанционного курса "Сам себе писатель" на Универсариуме. Сегодня этот курс проходят 5 346 человек.

Этот модуль посвящен элегии -жанру, связанному в России с творчеством поэтов пушкинской поры: с поэзией Баратынского, Вяземского, Дельвига, и, конечно, с именем Пушкина. Именно в этот период появилась традиция давать лирическим философским размышлениям в стихах название "элегия"

Элегия (Когда, душа, просилась ты...)
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слез
Из чаши бытия,-
Зачем тогда, в венке из роз,
К теням не отбыл я!
(Антон Дельвиг)

Ну, а пока участники смотрят, слушают и отвечают на тесты, а некоторые даже пишут свои грустные размышления о жизни и любви, можно просмотреть шутливое видео о том, зачем нужно уметь писать элегии


вторник, апреля 12, 2016

Поверяя гармонию поэтического порыва в сонете...

Вчера открылся новый модуль "Загадка красоты" в нашем курсе "Сам себе писатель" на Универсариуме. Он продлится до 18 апреля. Приглашаем прослушать видеолекции о сонете и написать что-нибудь своё, удивительно прекрасное!

Этот модуль о лирическом жанре - сонете, который способен подарить нам радость восприятия прекрасного. Организация поэтической формы сонета - сложная. Но настоящие стихи всегда высокоорганизованы (Ривкин Б.). И баллады, и хокку, и лимерики, и былины, и даже - частушка обладают определенной структурой, в чем участники курса уже смогли убедиться в предыдущие недели. Но сонет - самый сложный из них, но и самый прекрасный! Только вслушайтесь в эти строки:

За нежный поцелуй ты требуешь сонета,
Но шутка ль быть творцом четырнадцати строк
На две лишь четки рифм? Скажи сама, Лилета:
«А разве поцелуй безделка?» Дай мне срок!

Четыре есть стиха, осталось три куплета.
О Феб! о добрый Феб! не будь ко мне жесток,
Хотя немножечко парнасского мне света!
Еще строфа! Смелей! Уж берег недалек!

Но вот уж и устал! О мука, о досада!
Здесь, Лила — поцелуй! тут рифма и — надсада!
Как быть? Но бог помог! еще готов терцет!

Еще б один — и все! пишу! хоть до упада!
Вот!.. Вот! почти совсем!.. О радость, о награда!
Мой, Лила, поцелуй, и вот тебе сонет!
(Лопе де Вега)

А пока снова шутливый видеоролик о том, для чего нужно уметь писать сонеты:

вторник, апреля 05, 2016

"Принц, это все, конец моей балладе..."

До 11 апреля продлится модуль о балладе "Под звуки старинной гитары" курса "Сам себе писатель" в Универсариуме. Пять тысяч и сто участников сегодня слушают и смотрят видеолекции, посвященные различным жанрам литературы, и, конечно, пробуют себя в качестве писателей. Сегодня это - баллада. Вы знакомы с этим чудным жанром?

"....Принц, это все, конец моей балладе
О неуче под грузом книжной клади,
О барине, родившемся слугой;
А смысл ее? Подайте Христа ради –
Я званый гость у всех, для всех изгой." (авт. Франсуа Виньон, из баллады, написанной для состязания в Блуа

Ну, во-первых, баллада — это рассказ, у нее всегда есть сюжет. Этот сюжет может не иметь начала или конца. Это значит, что можно взять какую-нибудь историю и выдернуть из нее кусочек, взять один яркий эпизод. Это и будет подходящим материалом для баллады. Этот эпизод должен быть необычным, фантастическим, таинственным, даже немного страшным. Во-вторых, балладе обязательно должен быть постепенно заостряющийся конфликт, борьба, в результате которой герой или побеждает, или проигрывает. От этого зависит — будет ли баллада с грустным или все же радостным концом. Напряжение должно возрастать к концу. В третьих, в балладе автор не пишет о том, что он думает, чувствует, он рассказывает некую историю. И в четвертых, хорошо, но не обязательно, если в балладе будет диалог, то есть разговор, двух героев. То есть, действие можно не описывать, а изображать: что думают и говорят герои по мере того, как нарастает напряжение и ощущается приближение неизбежной развязки.
Попробуйте написать свою балладу! - Смотрите шутливый видеоролик о том, зачем вам это нужно:

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails